Лариса Савчук
Использование модели как средства обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад выступления на научно-практической конференции: «Использование модели как средства обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи»
Овладение монологической речью является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая проблема воспитания.
Публикация «Использование модели как средства обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Качество монологической речи определяется её содержательностью, структурой, связностью, грамматической правильностью, использованием лексических и интонационных средств выразительности.
Изучение монологической речи детей старшего дошкольного возраста выявило : лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинство детей испытывают значительные трудности в составлении описательных и повествовательных монологов. Характерно нарушение логики, последовательности изложения, наличие одной части в структуре рассказа, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств. Следовательно, необходима целенаправленная, систематическая работа с целью формирования умений, необходимых для построения связных монологов : строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей; отбирать адекватные лексические средства, грамматически правильно и выразительно их оформлять.
По мнению психологов, педагогов, логопедов (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожец, Н. Кондратьева, Т. А. Ткаченко, О. С. Гозмяк, О. А. Шорохова, эффективным средством обучения монологической речи ребёнка являются модели. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов, поэтому они успешно могут использоваться в практике. Однако, анализ методической литературы обнаружил, что в них отсутствует целостная система использования моделей в обучении дошкольников монологической речи.
В своей работе мы предприняли попытку восполнить указанный недостаток, разработав технологию использования моделей как средства обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи.
В процесс обучения введены модели разнообразных видов : предметные, предметно-схематические, схематические; приёмы обучения детей действиям замещения и самостоятельного построения моделей связного высказывания различной структуры. Обучение осуществлялось поэтапно.
На первом этапе проводились занятия, игры и упражнения, подготавливающие детей к построению описательных и повествовательных монологов с использованием моделей. Дошкольники овладевали способами замещения реальных компонентов объекта условными обозначениями. У детей развивали наблюдательность, обогащали лексику.
Так, на примере хорошо знакомых детям сказок «Репка», «Заюшкина избушка» - детей учили подбирать условные заместители к персонажам, строить модель сказки по ходу ее изложения. В качестве символов – заместителей использовали геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. У ребят развивалось умение самостоятельно, связно и последовательно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели, сохраняя народные обороты речи и совершенствуя интонационную выразительность.
В играх «Угадай-ка», «Выбери персонажей» - закреплялись навыки действий замещения. Дети по условным обозначениям персонажей сказок отгадывали, из какой они сказки, а по названию литературного произведения определяли главных героев, подбирали к ним условные заместители, а затем с их помощью разыгрывали сказку.
В дидактических играх: «На что похоже?», «Найди такого же цвета», «Из каких частей состоит?» - дети учились соотносить условные наглядные обозначения с реальными признаками, качествами предметов.
При рассматривании объектов использовали сенсорно – графическую схему, которая помогала определять способы обследования предмета и закреплять результаты в наглядном виде.
В играх «Что я вижу?», «Что я слышу?» и др. с использованием сенсорных карт - дети упражнялись в выделении признаков предмета с разных позиций источников восприятия.
На втором этапе обучения мы формировали у детей представления о структуре описательного и повествовательного текста, учили составлять монологи с опорой на готовую и самостоятельно составленную модель, соблюдая последовательность, логичность, связность изложения, используя разнообразные лексические и интонационные средства выразительности.
Так, на занятиях по пересказу сказок «Лиса и козёл», «Колосок» - сначала у детей закрепляли умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки, а затем учили самостоятельно пересказывать сказку с опорой на готовую модель.
В игре – фантазирование по сказке «Лиса и козёл», дети придумывали новых героев, подбирали к ним условные заместители, строили модель и учились придумывать разные концовки к сказке.
В качестве наглядного плана, отражающего структурные элементы и связи повествования, мы использовали и картинно-схематическую модель. Сначала детей обучали конструированию таких моделей на готовых, известных текстах: «Лисичка – сестричка и серый волк», «Хаврошечка», затем учили воспринимать, анализировать и пересказывать новые тексты на основе построения наглядной модели (Пересказ венгерской сказки «Два жадных медвежонка»).
Дети, опираясь на модель легче воспроизводили сказку без пропусков и повторений, сохраняя некоторые литературные обороты речи.
При обучении детей описанию игрушек, натуральных предметов и объектов- использовали схематические модели.
С их помощью развивали у детей умение выделять и называть объект описания, составлять описание путем перечисления признаков, свойств и качеств объекта в определенной последовательности; формировали действия по использованию готовой модели.
Использовали модели не только для составления описательного рассказа одного предмета, но и для параллельного сравнительного описания двух объектов.
На последующих занятиях детей учили составлять модель описательного монолога и пользоваться ею. Так, при описании времён года мы использовали предметно – схематическую модель. В качестве элементов модели служили предметные картинки с изображением: солнца, неба, земли, деревьев, людей, зверей, птиц. Карточки по одной выставлялись на наборном полотне - схеме, коллективно обсуждалось их значение, отбиралось содержание, определялась последовательность изложения. Сначала детям предлагался образец рассказа составленного совместно, а затем каждый ребёнок самостоятельно составлял связный, последовательный рассказ по модели.
При обучении детей составлению повествовательного рассказа по сюжетной картине использовали предметную модель, элементами которой выступали картинки – фрагменты значимых объектов картины. Сначала детей учили выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, устанавливать взаимосвязь между ними, а затем объединять их в единый сюжет.
На следующем этапе обучения у дошкольников развивали умения творческого рассказывания используя сначала готовые модели : предметные, картинно – схематические, схематические. Ребятам задавались конкретные персонажи в определённом месте, а они уже должны были наделить элементы модели смысловыми качествами, действиями и самостоятельно составить связное высказывание, соблюдая композицию и выразительность изложения.
Затем, детей учили самостоятельно строить и использовать модели при сочинении сказок, рассказов и различных историй на предложенную или самостоятельно выбранную тему. Дети сочиняли свои сказки, «записывали» их с помощью символов в план - рамках, а потом рассказывали интересно, связно, последовательно и логично.
Наблюдения показали: использование моделей заметно облегчает процесс овладения детьми умениями строить описательные и повествовательные тексты. Наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными и последовательными. Об этом свидетельствуют и данные контрольного обследования, которое выявило улучшение сформированности монологической речи детей почти по всем показателям.
- Обогатилось содержание детских монологов,
- представления о структуре связного высказывания, способах соединения отдельных его частей в единое целое,
- выявилось умение использовать разнообразные средства лексической и интонационной выразительности.
Таким образом, следует вывод: использование моделей является эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст]/Л. А. Венгер. //Дошкольное воспитание. –1982.-№ 3. - С. 46.
2. Венгер, Л. А. О чем рассказывает сказка [Текст] / Л. А. Венгер. //Дошкольное воспитание. –1994. - № 5.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. :Лабиринт, 1996. – 416 с.
4. Гозмяк, О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе [Текст]/О. С. Гозмяк. – М. : ГНОМ и Д, 2009.–128 с.
5. Дьяченко, О. М. Возможности развития умственных способностей дошкольников [Текст] /О. Дъяченко. // Дошкольное воспитание. –1993. -№ 11.- С. 43-47.
6. Дьяченко, О. М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой [Текст] /О. Дъяченко. //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/под ред. Л. А. Венгера. – М., 1980.
7. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Агаева. – М. : Просвещение, 1991.
8. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. // Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1986. - Т. 1. - 320 с.
9. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1989.–127 с.
10. Кондратьева, Н. Как использовать модель для развития речевого творчества [Текст] / Н. Кондратьева., О. Н. Сомкова. // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. - С. 52-56.
11. Логинова, В. И. Умственное воспитание детей в детском саду [Текст]/ межвуз. сб. науч. трудов. /отв. ред. В. И. Логинова. Л. : ЛГПИ, 1981.–126 с.
12. Малетина, Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст] / Н. Малетина., Л. Понамарёва. // Дошкольное воспитание. –2004.- № 6. - С. 64-69.
13. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания [Текст] / под. ред. В. А. Венгега. – М. : Педагогика, 1986.
14. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т. Ткаченко. // Дошкольное воспитание. – 1990.- № 10. - С. 16-21.
15. Шорохова, О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия [Текст] / О. А. Шорохова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.