Папки-передвижки

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста

катя енина
Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста

«Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста».

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Публикация «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Эффективность наглядного материала, схем позволяет использовать их в работе по обучению связной речи детей.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Я работу по технологии моделирования строю от простого к сложному:

-при составлении описательного рассказа знакомлю детей с приёмом мнемотехники, с постепенным усложнением:

- знакомлю детей со значением символов; составляем отдельные предложения по каждому символу; составляем целый связный рассказ.

При составлении повествовательного рассказа провожу беседу по прочитанному произведению; выбираем предметные пиктограммы и составляем предложения; далее итоговое рассказывание по мнемотаблице.

Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей.

Схемы и модели мне служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Я их использую для :

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественного произведения;

- при отгадывании и составлении загадок;

- при заучивании стихов.

В ходе использования приема наглядного моделирования я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разнообразного характера:

-геометрические фигуры;

-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

-планы и условные обозначения, используемые в них.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы я использую в совместной деятельности с детьми для:

-заучивания стихов, загадок, пословиц;

-пересказа текстов;

-составления описательных рассказов;

-составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине;

- речевые игры;

- словесно-дидактические игры;

- упражнения со схемами и моделями, составление их вместе с детьми;

- чтение художественных произведений, беседы.

Последовательность моей работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

-ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (или сказки) задается воспитателем;

-конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в оформлении героев рассказа;

-ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема;

- ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Для наиболее эффективного результата я провожу родительские собрания;

консультации.

В непосредственно - образовательной деятельности мною были проведены:

- рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;

- пересказ сказок «У страха глаза велики», «Цветик – семицветик», «Три медведя»;

- придумывание сказки «Путешествие цыпленка»;

- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми, совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Моделирование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 11:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД