Использование фольклора в развитии речи детей

Ирина Родионова
Использование фольклора в развитии речи детей

Ф. И. О.воспитателя : Родионова И. А.

Год рождения: 1959г.

Должность: воспитатель

Уровень образования: НПУ№2

Квалификация: воспитатель

Категория: первая

Педагогический стаж: 30 лет

Ф. И.О воспитателя: Ёжикова Л. И

Год рождения: 19

Должность: воспитатель

Уровень образования: НПУ№2

Квалификация: воспитатель

Категория: первая

Педагогический стаж:

Актуальность использования фольклора в ДОУ.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог,кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично,я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества,то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!».И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».В этом я увидела актуальность темы: «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».

Главная цель работы –

развитие различных способностей детей

в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.

Задачи:

Развитие творческой индивидуальности.

Эмоциональное развитие.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие духовной сферы.

Развитие самостоятельности.

Физическое развитие.

Воспитание эстетических чувств.

Жанры детского фольклора,

используемые в работе:

колыбельные песни;

потешки;

прибаутки;

заклички;

приговорки;

детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни);

народные игры.

Детский фольклор используется :

в период адаптации;

в режимных моментах;

на прогулке;

в непосредственно

образовательной

деятельности:

в игре;

в свободной деятельности.

Использование фольклора в период адаптации.

Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребенка.

Использование фольклора в режимных моментах.

При умывании:

«Водичка, водичка,

умой мое личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щечки горели…»

«Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.»

Во время сборов на прогулку

«Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.»

При приёме пищи:

«Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.»

«Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!»

После игр, привлекая детей к уборке игрушек:

«Ты берись за дело дружно

Убирать игрушки нужно

Убирать, а не ломать,

Завтра будем вновь играть.»

При проведении прогулок мы старались проводить народные игры с речевым сопровождением, с использованием считалок, с движениями, что способствует быстрому развитию речи детей, развитию творческой индивидуальности, улучшению эмоциональной сферы.

Использование фольклора в театрализованной деятельности.

Дети с удовольствием принимают участие в инсценировании сказок;

«Стоит в поле теремок, теремок,

Он ни низок, ни высок, ни высок,

Вот по полю, полю мышка бежит,

Увидала теремочек и стучит…»

«Жили – были дед, да баба

И была у них курочка Ряба…»

Использование фольклора в НОД.

«Загудел паровоз

И вагончик повёз.

Чу, чу, чу, чу, чу, чу,

Я вас в лес прокачу.»

Народные игры.

«Заинька, выйди в круг, серенький, выйди в круг…

Еще не балуйся, лучше поцелуйся…»

Детские песенки.

Очень нравится детям исполнение детских песенок с инсценировкой и движениями.

«Мишка с куклой бойко топают,

бойко топают, посмотри.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают – раз, два, три.»

«Есть у солнышка дружок

Голосистый петушок.

Хорошо когда дружок

Голосистый петушок.»

Свободная деятельность детей.

«Посадил дед репку,

Выросла репка большая-пребольшая.

Пошёл дед репку тянуть,

Тянет – потянет,

А вытянуть не может.»

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут потянут,

А вытянуть не могут.

Для развития мелкой моторики используем пальчиковые игры и речевые игры с движениями.

На занятиях:

На занятиях по развитию речи и заучиванию стихов, мы использовали мнемотаблицы, которые способствуют быстрому запоминанию стихов, а также составлению рассказов и пересказу сказок.

Также нами были разработаны конспекты занятий с использованием мнемотаблиц.

Результатом работы по использованию народного фольклора в развитии речи детей было развлечение и конкурс чтецов посвящённый творчеству А. Барто.

Для родителей была выпущена консультация в форме устного журнала: «Народный фольклор в развитии речи детей А также подобрали катротеку фольклорных игр.

Вывод 1:

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены

Вывод 2:

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Всем спасибо за внимание.

Говорим вам – до свидания!

Публикации по теме:

Немного о себе!!! Резюме: Тимохина Ирина Александровна родилась 04 июня 1959 года. Стаж работы в должности воспитателя 28 лет ПР. №90-К от 21.02.1984 года;.

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование фольклора в развитии речи детей
Опубликовано: 30 января 2014 в 21:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки