Лучший педагог года

Использование нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию

Алла Белая
Использование нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

«Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте» авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Р. К. Кислова. является одним из компонентов целостного развития личности в Комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100». Пособие «По дороге к азбуке», направлено на развитие устной речи детей и подготовку к курсу обучения грамоте.

Публикация «Использование нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию» размещена в разделах

Цель- комплексное развитие познавательно- речевой активности детей.

Основной целью в проведении занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте является:

Развитие умений говорить, слушать, читать, интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи

Задачи:

развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов

развитие интереса и внимания к слову, собственной речи и речи окружающих

• обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

Развитие фонетического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей

• Обучение звука-слоговому анализу слов

Развитие мелкой моторики руки

Содержание работы:

1. Развитие связной речи :

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи.

-обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре

-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений

2. Лексическая работа:

-обогащение словарного запаса детей

-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений)

3. Развитие звуковой культуры речи

-знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением

-знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

4. Развитие фонетического слуха :

-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове

-выделение в слове гласных звуков. согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.

5. Обучение звуко-слоговому анализу:

-звуковой анализ слов и слогов

-дифференциация понятий «звук» и «буква»

-соотнесение букв и звуков

6. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).

Большое значение для речевого развития играют средства, методы приемы, использующиеся для познавательного развития детей. Наряду с традиционными формами (экскурсии, занятия и т. п.) используется и новые. «Встреча со сказкой» проводится во время прогулок в природу. Воспитатель заранее определяет объект, к которому придут дети (дерево, куст, лесная тропинка и т. д.) Перед прогулкой со сказкой. По пути на место дети внимательно смотрят вокруг, а воспитатель поддерживает заинтересованность детей фразами: „Давайте пойдем по этой тропинке. Может быть, она приведет нас к сказке? “. Придя на место, дети вспоминают известную им сказку (или несколько сказок, или героев, соответствующих данному месту. Например, у яблоньки разговор подойдет о сказке „Гуси-лебеди “. Дети рассматривают дерево, его ветки, листья и плоды (если есть, пересказывают соответствующий эпизод, при необходимости вспоминают предшествующие и последующие события сказки, предлагают свои варианты обращений с просьбой к яблоньке. Данная форма не только способствует эмоциональному восприятию объектов и явлений природы, но и развивает все стороны речи детей. Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает все стороны жизнедеятельности и развития ребенка. Большое значение отводится обогащению не только сознания детей познавательным содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками. Им предоставляет возможность высказывать свои сомнения, предположения, пожелания. Мы воспитатели всегда готовы выслушать ребенка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить познавательные проблемы. Такой подход создает максимально благоприятные условия для развития всех сторон речи детей.

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви и сопереживания. Дефицит общения в семье приводит к отставанию в речевом развитии, к его педагогической запущенности. Не смотря на занятость и усталость, родителям просто необходимо как можно больше общаться с ребенком. Существует множество игр и игровых упражнений, направленных на развитие речи детей. Пение способствует развитию речевого дыхания, и в дальнейшем у ребенка будет меньше проблем, связанных со звукопроизношением.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, поэтому наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопед, воспитатели) и родители действуют согласованно. Родителям объясняют, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

По данной теме нами была проведена работа с родителями и детьми.

Цели и задачи:

формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

— уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам);

-Создать в коллективе обстановку творческого поиска и наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

-Вызвать у родителей осознание необходимости расширять свои знания в области развития познавательных способностей и связной речи у детей.

-Улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

-Установление дружелюбной атмосферы в группе;

-Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса.

-Расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире.

-Формирование умственных способностей, логического мышления и развитие творческой инициативы.

- Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.

- Развитие конструктивных и исследовательских навыков, творческих способностей.

- Развитие мелкой моторики рук.

-Развитие пространственного воображения.

-Развитие познавательной активности, инициативности, подражательности, двигательной активности.

1. Расширение театральной зоны:

Пальчиковый театр;

Пополнение театральных костюмов;

Также родители принимали участие в проектной деятельности «Ребенок как котенок», по изготовлению книги «Кошкин дом» из подручного материала;

Родители и дети изготавливали костюмы к концерту, где каждый ребенок описывал своего котенка (порода, что он любит делать, где он живет и т. д.)

Была летом проведена акция «Я шла и жука нашла», родители подошли очень ответственно, благодаря совместным усилиям мы пополнили экологический уголок разными обитателями.

Так же была проведена акция «Поделись игрушкой с другом», где принимали участие, и родители они так же приносили свои игрушки и рассказывали откуда она появилась, истории были очень интересные и занимательные.

Акция «Пора читать!» произвела большое впечатление у детей и родителей. Были принесены как новые, так и старые издания книг, очень интересно было рассматривать и сравнивать картинки художников к сказкам. Родители тоже делились своими впечатлениями о книгах.

К следующему проекту дети с родителями смастерили объёмные и плоскостные небольшие «макеты-маршруты» от дома до садика.

Так же проведена беседа «Светофорик», где дети с родителями делились своими знаниями о правилах поведения на улице.

Не остался обделен и кубанский уголок, родители смастерили «Кубанскую хату»

Совместно с детьми приготовили презентацию к дню матери казачки, «Какая, она, мая мама». Для родителей это был сюрприз и неожиданность, одновременно.

В уголках для родителей всегда есть информация от нас воспитателей и наших специалистов.

Подводя итог работы с родителями, мы провели совместно игровой тренинг «Путешествие по материкам». Где родители и дети получили массу положительных эмоций. На этом тренинге родителями и детьми были созданы два макета. Так же были придуманы сказки совместно с детьми. Обыграны эпизоды. А самое главное было общение ребенка и мамы.

Взрослые вносят значимый вклад в развитие речи у детей и их коммуникативных навыков, если грамотно, заинтересованно и, главное, постоянно общаются с ребенком.

Публикации по теме:

Специфика работы по развитию связной речи и обучению грамоте дошкольников «Специфика работы по развитию связной речи и обучению грамоте дошкольников» Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает. Р.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных форм взаимодействия педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию
Опубликовано: 8 февраля 2015 в 13:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД