Папки-передвижки

Использование нетрадиционных коррекционно-педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными двигательными возможно

Валентина Чичерина
Использование нетрадиционных коррекционно-педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными двигательными возможно
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нетрадиционных коррекционно-педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными двигательными возможностями (из опыта работы)

МБДОУ ДСКВ №29 «Ёлочка»

Воспитатель Чичерина В. Б.

Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых уходят корнями в детство и по данным статистики, в основном большее количество имеют нарушения опорно-двигательного аппарата.

Публикация «Использование нетрадиционных коррекционно-педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными двигательными возможно» размещена в разделах

При всем разнообразии врожденных и ранее приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у больных наблюдаются сходные проблемы. Ведущим является двигательный дефект, недоразвитие, нарушение двигательных функций. Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическими поражениями центральной нервной системы.

Очень часто отмечаются речевые нарушения. Поэтому такие дети помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических процессов, функций речи, нарушений познавательной деятельности и эмоционально волевой сферы.

Исходя из этого, были поставлены задачи:

- Создать благоприятные условия для оптимального физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка, повышение его познавательной активности и адаптивных возможностей;

- Формирование мотивации учения ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, творчества;

- Коррекция объемов памяти, внимания;

- Развитие речи;

- Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

- Развитие мышления, фантазии;

- Развитие доказательной речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Структура нарушений имеет ряд особенностей:

- неравномерный характер нарушений отдельных психических процессов из-за мозаичного поражения головного мозга.

- выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов (нервная слабость).

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Коррекционная среда, созданная для развития имеющихся проблем, постоянно обновляется, дополняется дидактическим материалом, согласно тематическому планированию (для данных детей это очень важно).

Для психического развития детей с ограниченными двигательными возможностями характерна выраженность психоорганических проявлений: замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема памяти.

Деятельность ребенку должна быть интересна, регулировать дозировку занятий, нельзя допускать длительного нахождения ребенка в одной позе (долгое сидение, использовать расслабляющие и тонизирующие упражнения.

Важным компонентом является атмосфера психического и эмоционального благополучия ребенка с ограниченными возможностями. Занятия с детьми организуются при условии положительно-эмоционального отношения со стороны ре-бенка.

В основе лежат дидактические принципы:

- Обязательное создание доброжелательной атмосферы, никаких упреков в адрес ребенка за то, что он мало знает или меньше других знает;

- Использование игровых приемов, проблемных ситуаций, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности;

- Планирование от занятия к занятию постепенного услож-нения;

- Индивидуальный и дифференцированный подход;

- Повторность в обучении, последовательность, систем-ность.

- Функцию психотерапии познавательной и эстетической на-грузки выполняют различного рода аудио записи.

Использование психогимнастики способствует снятию тре-воги, агрессии, общей невростиничности, создания положи-тельной мотивации.

В утренние часы необходимо проводить минутки вхождения в день для создания дружеской атмосферы. Такие игры способствуют адаптации среди сверстников, способствуют повышению уверенности, самоутверждению и развитию са-мостоятельности.

Для общего мышечного расслабления, для мобилизации необходимы игры-релаксации. Под спокойный речетатив дети отдыхают, лежа на ковриках на полу. В это время происходит и разгрузка позвоночника.

В целях поведения коррекции поведения использую логопедические сказки помощницы. Например, «Черное зло и белое добро», после чего проигрываем ситуацию.

У воспитанников с ограниченными возможностями слабо развита мелкая моторика, поэтому такие дети испытывают затруднения при овладении навыками самообслуживания. Одной из причин является затруднение формирования зрительно-моторной координации, когда ребенок не может в полном объеме следить глазами за рукой.

В данном случае хорошо действует похвала. Не следует указывать постоянно на ошибки ребенка

Главное при формировании навыков самообслуживания действовать сообща с родителями, чтобы полученные умения закреплялись дома и наоборот.

Для снятия спастических явлений, снижения тонуса и уменьшения напряжения пальцев кистей рук, с целью повышения работоспособности, увеличения объема активных движений использую игры с водой, массажи льдинками и горячей водой. Упражнения с водой успокаивают ребенка, улучшают настроение.

Основной прием массажа – поглаживание, манипуляция (легкое поглаживание успокаивает, сильное поглаживание тыльной стороной кисти - возбуждает). Для этой цели использую пуховки, кусочки меха, щетки различной жесткости, а также массажи шестигранным карандашом, грецким орехом.

Различного рода сухие бассейны не только снимают напряжение, но и развивают ребенка, улучшаются тактильные ощущения, ориентировка на плоскости, развивается темп движений. Предложите детям задания: «Достань со дна бассейна», «Кто соберет больше?» «Найди на середине (справа, слева, «Отгадай, где спрятано?»

Такие игры можно назвать играми здоровья. В играх такого типа у детей поднимается настроение, нужно только дозировать задания, чтобы трудности были преодолимы, доводить удовлетворение на 50-70%. Не доводить до полного насыщения, чтобы не притупить потребность к нему. Физическое здоровье в тесной связи с нравственным здоровьем. «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым».

Огромное значение в развитии всех психических процессов, познавательной деятельности, навыков самообслуживания играют игры на развитие мелкой моторики:

Упражнения на нанизывание предметов, выкладывание (па-лочками, семенами, мозаикой, развитие тактильных ощущений, игры с пластилином, с бумагой, фольклорно-пальчиковые игры, развитие графических умений – способствуют развитию точности движений пальцев руки, готовят руку к овладению навыком письма, развивают эстетический вкус, словарь, сосредоточенность, внимание, целеустремленность.

Незаменимую роль в укреплении здоровья детей и совершенствованию движений способствуют занятия в центре «Страна здоровья». Это и следовые дорожки, помогающие детям с ограниченными возможностями правильно ставить ногу, направляя ее по следу. Массажи скалками, колючими мячами, ходьба по канату, обручу, «Тропе здоровья». Коррекционная работа эффективна при тесном взаимодействии с родителями, педагогами ДОУ. Презентации, мастер классы, выставки, практические показы, информационные центры, клуб «Здоровый дошкольник», «Академия пальчиковых игр» помогло добиться положи-тельной динамики в развитии детей. Проводимая работа с детьми способствует укреплению роста здоровых и уверенных в себе людей, дает возможность сократить сроки адаптации в школе, помогает детям стать творческой личностью, способной в будущем проявить себя в современном обществе.

Публикации по теме:

Кружковая работа. «Корзина с фруктами»Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок "Разноцветная палитра". Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Спортивно-оздоровительное развлечение для детей с нарушениями ОДА спортивно - оздоровительное развлечение: "Путешествие в страну гибкого носка". Развлечение проводилось с детьми подготовительной группы,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных коррекционно-педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными двигательными возможно
Опубликовано: 1 декабря 2012 в 13:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных коррекционно-педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными двигательными возможно» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Чичерина (УИ 46922) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД