Получи документы

Использование нетрадиционных методик и приемов в обучении детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу слов

юлия кузнецова
Использование нетрадиционных методик и приемов в обучении детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу слов
▼ Скачать + Заказать документы

Ученые М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко в современных специальных журналах, различных методических и научно-популярных изданиях представляют новые нетрадиционные методики и приёмы в работе с детьми-логопатами имеющие трудности в овладении звуко - буквенным анализом.

Нетрадиционные методики и приемы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методики и приемы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методики и приёмы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Публикация «Использование нетрадиционных методик и приемов в обучении детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу слов» размещена в разделах

Для детей с общим недоразвитием речи характерны : скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. В связи с этим особое внимание отводим звуко-буквенному анализу и используем различные традиционные и нетрадиционные работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Методика «Алфавит телодвижений» (С. И. Веневцев). В основе 33-и двигательные позы, образно представляющие буквы алфавита. После называния или показа карточки с буквой дети используя мышечное чувство и движение, изображают ту или иную букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся.

Новой и интересной методикой является фонетическая ритмика (Н. Ю. Костылёва). Это специальные упражнения сочетающие речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса.). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь. Суть методики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику.

Нами используется в коррекционной работе прием песочной игротерапии, (Т. Д. Зинкович-Евстигнеевой и Т. М. Грабенков). Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние гипервозбудимых, склонных к агрессии детей. Применение в коррекционной работе игр с песком позволяет естественным образом будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.

Для применения в коррекционной работе приемов работы с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком, наборы мелких игрушек, изображающих животных, людей, растения, транспорт, предметы быта, буквенных изображений, наборы пластмассовых или деревянных букв.

При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки, спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом слове.

Закрепляя буквенные обозначения дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их. На поверхности песка дети могут лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом палочкой.

Выбирая первый звук из размещенных в определенной последовательности фигурок составить слово.

Рисуя на поверхности песка дорожку, ребенок соединяет слова, начинающиеся на один звук, или имеющие одинаковое количество слогов.

Произнося написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук, дотрагиваясь палочкой до буквы оставить над ней след ударения.

Выкладывая на возвышенностях сделанных из песка ступеньки из слов, напечатанных на карточках, принципу первая ступень - односложные слова; вторая - двухсложные; третья – трехсложные, дети осваивают деление слов на слоги.

Вырыв в песке небольшие лунки для мячика, и обозначив их фишками красного и синего цвета, ребенок называя слово, интонационно выделяя гласный звук подталкивает мячик в лунку с красным обозначением, если согласный звук – с синим обозначением

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благоприятными свойствами. Тематика и содержание занятий могут быть разнообразны, в зависимости от доминирующий задачи занятия. Игры со льдом можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Эта методика позволяет вести планомерную и целенаправленную работу по формированию и развитию навыка правильного звукопроизношения ; фонематического слуха и восприятия; навыка звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики рук; сформированность графических навыков; активизация словаря и связной речи дошкольников.

Из кубиков льда, выложенных на ткань, добавляя или убирая лишние, превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" ; создать узоры и рисунки (солнышко, бабочка) или выкладывать целое слово.

Ощупывая кусочки льда с закрытыми глазами, затем рассказывая о своих ощущениях у детей развивается связная речь, мелкая моторика, активизируется словарь, закрепляется правильное

звукопроизношение.

Самостоятельно, по индивидуальным картинкам дети из цветных кубиков льда делают звуковой анализ слова; делят слова на слоги и выкладывают кубики по количеству слогов в данном слове; составляют схему предложения.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием этих методик и приемов показало, что у детей сформировался навыка общения, взаимодействия в коллективе; автоматизируется навык правильного звукопроизношения ; улучшается фонематический слух и восприятие; закрепляется навык звукового анализа и синтеза; активнее развивается мелкая моторика рук; закрепляются графические навыки; активизируется словарь; активно развивается связная речь, логическое мышление; расширяется общая осведомленность; повышается речевая активность детей.

Публикации по теме:

«Песочная энциклопедия»«Песочная энциклопедия» Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Окружающий мир разнообразен и удивителен. Так хочется побывать везде и поучаствовать.

Звуко-буквенный анализ с цветными прищепкамиЗвуко-буквенный анализ с цветными прищепками Коллеги, хочу поделиться своей находкой. Речь пойдет об игре с цветными прищепками! Эта игра родилась на одном из моих занятий, да так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных методик и приемов в обучении детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу слов
Опубликовано: 21 декабря 2014 в 05:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных методик и приемов в обучении детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу слов» (включая файлы) размещена пользователем юлия кузнецова (УИ 60481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД