МААМ-картинки

Использование песка и воды в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

Лариса Старкова
Использование песка и воды в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСКА И ВОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

В последнее время в связи с возросшим интересом к закономерностям формирования личности ребенка, имеющим нарушения в развитии, наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик, среди которых широкое признание получили игры с песком и водой.

Данная игровая методика одновременно решает следующие задачи:

1. развитие способности самовыражения ребенка;

2. снятие имеющегося у ребенка эмоционального дискомфорта;

Публикация «Использование песка и воды в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии» размещена в разделах

3. формирование саморегулирующих процессов.

Песок и вода находятся друг с другом в определенных отношениях. Оба этих вещества существуют с незапамятных времен, лишены каких-либо границ и пребывают в постоянном движении. По отдельности они бесконечно перемещаются и текут под воздействием гравитации и атмосферных процессов. Находясь в жидком виде, вода лишена какой-либо определенной формы. Песок является плотной субстанцией и также не имеет формы. Соединяясь, песок и вода могут образовывать устойчивые формы или превращаться в грязь в тех случаях, когда воды больше, чем песка. Аналогичным образом, испытывая сильные чувства, человек утрачивает равновесие. Содержащие воду изобразительные материалы, такие как акварель, гуашь и глина, способствуют выражению чувств, особенно если используются достаточно свободно.

Основная деятельность дошкольника - игра, в ней он познает себя и окружающий мир. В игре ребенок делится своими проблемами, разрешает их, совершает открытия, творит. Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности, Личность каждого ребенка уникальна. "Песочная терапия" - одна из тех техник, которые позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. При проведении коррекционных, развивающих и обучающих занятий, можно использовать игры с песком и водой.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, учат ребенка прислушиваться к собственным ощущениям, анализировать результаты опытов. Эти игры способствуют развитию речи, внимания, памяти и являются прекрасным средством для профилактики и коррекции.

Сам процесс работы с песочницей действительно похож на некое таинство. Работа начинается с того, что ребенок "знакомится" с песком : сначала просто присутствует, слушает свое дыхание, смотрит на песок, затем погружает в него руки, перебирает. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

В процессе работы с песочницей многие вещи становятся видимыми. В отличие от лепки или рисунка, при работе с песком не требуется никаких умений, что позволяет ребенку более легко идти на предложение психолога обратиться к песку. Работу с песком можно использовать и в группе, если песочницу разделить на несколько сегментов (по количеству участников). Используя песочницу в группе, достигается атмосфера доверительности, целостности как каждого отдельного участника, так и группы в целом.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет (в последнее время опробован и с детьми раннего возраста, рассчитан чаще всего на длительную терапию. В процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Создаются условия для проявления созидающей творческой силы в детях.

Целью первого занятия является создание для ребенка непринужденной обстановки и безусловное принятие любых его особенностей.

Ребенку необходимо предложить освоить пространство. Кабинет должен стать знакомым, привычным, что бы в последствии его ничего не отвлекало от основной цели. Можно включить фоновую музыку (классическую, релаксационную, звуки природы, она настроит его на созидание и творчество. После этого показываются ребенку игрушки, которые он сможет использовать в игре с песком. Необходимо предложить рассмотреть их подробно. После этого обратить внимание на ящики с песком, потрогать сырой и сухой песок, спросить, какой ему больше нравиться, разрешить манипулировать и с тем и с другим песком, обратить внимание на то, что голубое дно ящика похоже на воду.

После того как ребенок освоился с материалами, можно поставить перед ним задачу. Постановка задачи зависит от уровня развития ребенка, от его возраста. Во время первого занятия необходимо понаблюдать за поведением ребенка: как он идет на общение, сколько времени ему нужно для работы с песком. Все это пригодится для планирования последующей работы. Проанализировав работу ребенка, его поведение в конце первого занятия, как правило уже ясно:

• на какое время планировать занятие;

• на какую область психики ребенка следует обратить особое внимание при постановке песочных задач;

• какую позицию на занятиях будет занимать психолог (активную или пассивную, в зависимости от потребности ребенка.

Оживление рукой малыша абстрактных для него символов, геометрических фигур, героев сказок и природных материалов путем создания на песке их выражения позволяет сформировать чувство реальности.

Реальное «проживание», проигрывание, проговаривание, заучивание небольших текстов (стихотворений, загадок, пересказ всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр во время песочной терапии упрощает процесс понимания, усвоения, запоминания. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, позволяет научить его моделировать и самому строить ситуацию, имея намерения, осуществлять ее в реальности.

В песочной игре происходит обмен идеями, чувствами, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения.

Существуют различные школы песочной терапии, но независимо от того, какой подход используется, основные элементы остаются неизменными. Всегда есть емкость с песком и водой и коллекция маленьких фигурок.

В коллекцию фигурок входят здания и всяческие постройки, заборы; фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей, транспорт, растения, природный материал (камушки, ракушки и т. п.) и т. д.

Некоторые дети начинают построение песочной картины с создания ландшафта: прокладывают реки, создают озера, моря, горы, долины. У других создание ландшафта происходит параллельно с привнесением фигурок на песочный лист. Третьи сразу выставляют фигурки на песочную плоскость.

В конце сеанса я прошу ребенка рассказать о стране: что это за страна, какие существа ее населяют, какой у них характер, откуда пришли, что умеют делать; всем ли им хорошо в этой стране, что они будут делать дальше и т. п. Некоторые из вопросов побуждают ребенка вносить изменения в картину, фантазировать, таким образом проецируя свои осознанные и неосознанные желания на будущее песочной страны. Задача взрослого в этой ситуации – побуждать ребенка не только размышлять, но и реально что-то создавать или менять – ведь фигурки можно легко переставлять, внося новые и убирая то, что больше не нужно.

Однако не все дети готовы рассказывать о своей стране, и если ребенок не может или не хочет этого делать, я не настаиваю. Маленькие дети часто рассказывают все уже в ходе построения мира, а в конце сюжет может оказаться далек от первоначального замысла. В конце сеанса ребенка «расколдовывают». Я предлагаю ему самому разобрать свой мир, но если он не хочет этого делать, не настаиваю.

Особенно хорошо подходит этот метод для тех детей, которые по какой-либо причине (психологической, поведенческой и др.) отказываются выполнять данные им задания в других видах продуктивной деятельности.

Использование песочной терапии помогает в работе с любыми темами, например: игры на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекции самооценки, адекватного отношения к себе и другим.

Поэтому метод подходит для детей:

1. тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей;

2. агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей;

3. с проблемами общения и поведения;

4. с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

В динамике развития сюжета обычно можно выделить три стадии: 1 – «хаос» - ребенок берет все подряд, сюжеты меняются на ходу; 2 – «борьба» - выделяются противоборствующие стороны, определяются конфликты; 3 – «переход к гармонии» - конфликты разрешаются, злодеи уничтожаются, добро побеждает. Но встречается и иная динамика.

В завершении хотелось бы заметить, что такая глубокая и всесторонняя интерпретация песочных картин совсем не обязательна. Достаточно уже того, что психолог выступает организатором среды, где ребенок чувствует себя комфортно и защищено, где у него есть собственное пространство, где он – Творец. Благодаря этому ребенок может самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить «с самим собой».

Литература:

1. Дубровина И. В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. – М., 1998

2. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997

3. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб. : Речь, 2006

Публикации по теме:

Анкета для родителей по выявлению потребности в речевом развитии ребенка Анкета для родителей. 1. Интерисует ли вас речевое развитие вашего ребенка: А) интересует; Б) не интересует; В) не знаю; 2. Есть у вашего.

Чувство юмора детей старшего дошкольного возраста В настоящее время специальных методов для развития чувства юмора дошкольников встречаются очень редко. Поэтому изучение данной проблемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песка и воды в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии
Опубликовано: 24 января 2014 в 20:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование песка и воды в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Старкова (УИ 179517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД