Получи документы

Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре

Наталья Ельмеева
Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время много говорится о важности приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю на которой живешь. Поэтому дошкольникам необходимо знать и изучать культуру своих предков, историю родного края. Именно акцент на знание истории мордовского народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов в поликультурном пространстве.

Публикация «Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре» размещена в разделах

Формирование патриотических чувств к своей Родине, приобщение дошкольников к национальной культуре на основе духовно-нравственного развития проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключение семьи к процессу ознакомления дошкольников с родным краем объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья, т. е. любовь и привязанность к детям, духовно-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность и т. д. В нашем дошкольном образовательном учреждении, работа с родителями построена таким образом, что они являются равноправными участниками развивающего процесса. Важнейшим условием работы детского сада является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива и родителей. С помощью одной из форм инновационной работы - проектного метода - педагоги последовательно конструируют процесс взаимодействия с семьей, поэтому общение с родителями разворачивается как совместная деятельность субъектов в рамках сотрудничества, содействия и взаимного дополнения.

Цель данного педагогического, долгосрочного проекта :

Создание устойчивой мотивации и оптимальных условий для духовно – нравственного развития дошкольников через мир народной культуры, семейные национальные традиции.

Добиваясь основной цели, включив ценности семьи и традиции мордовского народа в процесс воспитания дошкольников, решаются следующие задачи:

1. Формирование базовой культуры дошкольника, развитие тех сторон его личности, для которых существует благоприятные субъективные условия и объективные возможности детского сада и семьи;

2. Создание в детском саду и семье условий для саморазвития дошкольника как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности;

3. Содействие педагога и родителей всестороннему развитию ребенка, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности дошкольника в интересах общества и в соответствии с традициями и обычаями своего народа.

4. Овладение родителями основами этнопедагогики и этнопсихологии, реализация лучших семейных национальных традиций и на этой основе приобщение дошкольника к культуре предков.

В основу познавательно-педагогического проекта мы положили общепринятые принципы:

1. Гуманизм и демократизация;

2. Защищенность, комфортность, природосообразность, сотрудничество;

3. Общечеловеческое развитие на основе семейных, местных, региональных и национальных традиций;

4. Воспитание дошкольников на основе духовно-нравственных ценностях семьи, родной культуры;

5. Интеграция воспитательно-образовательных усилий детского сада и семьи.

Предполагаемые итоги реализации данного проекта /гипотеза/

- сохранение преемственности поколений и семейных традиций;

- освоение дошкольниками системы общечеловеческих этнических ценностей;

- формирование этнической толерантности и идентичности как условия устойчивого положения в социуме;

- обеспечение успешности личностного и профессионального функционирования в поликультурном обществе.

Работа по проектной деятельности составила пять этапов.

1 этап – подготовительный /разработка проекта/

- определение проблемы;

- постановка цели и задач;

- подбор методической, дидактической, художественной литературы, практического материала;

- составление тематического, перспективного планов работы.

2 этап - исследовательский

- выполнение проекта.

3 этап – заключительный

- анализ поставленной цели;

- обобщение результатов работы, формулировка выводов;

- составление рекомендаций.

4 этап – презентация проекта.

5 этап – определение задач к новому проекту.

Чтобы добиться поставленных задач, работа ведется в трех направлениях :

1. Введение национально-регионального компонента во все виды деятельности.

Ценность этого введения в том, что оно не требует специальной подготовки и большого количества времени и связано непосредственно с изучаемой тематикой, что помогает лучше понять ее на примерах, которые дошкольники встречают в повседневной жизни (с помощью опыта родителей).

2. Проведение мероприятий, направленных на этнокультурное воспитание.

Фольклорные и семейные праздники совместно с родителями, участие в обрядах, проведение «устных журналов», циклов бесед, викторин, мини-КВНов - ни одно такое мероприятие не обходится без родителей. Они готовят костюмы, учат вместе с детьми стихи и песни, участвуют в конкурсах. Все события, происходящие в детском саду, освещаются в уголке для родителей. Дети совместно с родителями составляли свои генеалогические древа. При изучении истории мордовского костюма, родители собрали целую коллекцию старинных головных уборов. Таким образом, совместная деятельность семьи и детского сада является основой для формирования патриотических чувств у детей. С помощью родителей была создана хорошая предметно-развивающая среда: во всех возрастных группах созданы уголки национальной культуры, собраны библиотеки книг для детей и взрослых о Мордовии и городе Саранске, оформлены тематические альбомы, наряжены куклы в мордовские национальные костюмы, собраны аудиотека и картотека.

3. Туристско-краеведческая работа в этнографическом плане.

Совершая туристические походы и экскурсии по г. Саранску у воспитанников развивается чувство патриотизма к судьбе своей малой родины, своей республике. Все туристические походы и экскурсии проходят при активном участие и содействии родителей. Были организованы экскурсии «Театры нашего города», «Саранск вечерний», «Музеи Саранска», «Исторические памятники и их герои», «Архитектура столица Мордовии» и др.

Все эти разнообразные формы совместной деятельности родителей, детей и педагогов проходят в рамках мини-проектов «Ознакомление дошкольников с городом Саранск», «Великие люди Мордовии», «Мордовские писатели и поэты», «Спортивная Мордовия», которые являются составными частями познавательно-педагогического, долгосрочного проекта «Сотрудничество семьи и детского сада в работе по приобщению дошкольников и национальной культуре на основе духовно-нравственного развития». Работа, проводимая в рамках проектной деятельности, помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшает детско-родительские отношения на основе совместной деятельности. Безусловно, всё это приобщает дошкольников к истории родного края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Осознавая позитивность и важность данной работы, педагоги в тесной взаимосвязи с семьёй стремятся заложить в детские души любовь и интерес к прошлому и настоящему родного края; развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, краю; воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за всё, что происходит в республике, сопричастность к этому.

Работая по данной технологии, мы хотим воспитать настоящих патриотов своей малой Родины, своего края, а это не возможно без совместной деятельности семьи и детского сада. Только при тесном сотрудничестве данных субъектов можно вырастить настоящих граждан России, способных освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре
Опубликовано: 1 сентября 2014 в 21:20
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование проектного метода в системе совместной деятельности семьи и детского сада по приобщению к национальной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ельмеева (УИ 62595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД