Юлия Варанкина
Использование психологического приема перефразирования в период адаптации детей к новым социальным условиям.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование психологического приема перефразирования в период адаптации детей к новым социальным условиям.
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №138 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Консультация
«Использование психологического приема перефразирования в период адаптации детей к новым социальным условиям».
Публикация «Использование психологического приема перефразирования в период адаптации детей к новым социальным условиям,» размещена в разделах
Составила: Варанкина Ю. Б.
педагог-психолог
Пермь, 2014 год
Всем известны печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного. Иной раз и не совладаешь с собой: то перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать и все валится из рук. Если это знакомо, тогда вам легко понять ребенка, который впервые пришел в детский сад.
Как поддержать ребенка?
Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа специалистов детского сада, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к новым условиям в ДОУ [2, 42].
Уравновешенное поведение, преобладание положительных эмоций у детей во многом зависит от нас.
Прежде всего, необходимо установить контакт с ребенком, обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости. Эта цель достигается через понимание, признание и принятие личности ребенка. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка.
На начальном этапе общения нами используется психологический прием перефразирования.
Перефразирование – повторение мысли собеседника своими словами.
Перефразирование – практически универсальный прием. Его можно использовать и в личном общении, и в деловой беседе [1, 57].
Перефразирование используют в случаях : когда необходимо полное понимание желаний и предложений собеседника; в конфликтных ситуациях или во время дискуссий; если слушатель слабо ориентируется в предмете разговора.
Использование этого приема предполагает умение ориентироваться именно на смысл содержания сообщения ребенку. Важно выбрать главное и сказать это такими словами, чтобы ребенок понял и принял новую ситуацию.
Ситуация Обычный ответ Перефразирование
Ребенок не хочет отпускать маму. Я скоро приду.
Я схожу в магазин и приду.
Я куплю тебе игрушку (конфетку, шоколадку и др.) и приду. Ты в детском садике поиграешь, порадуешься, вкусно покушаешь и я (мама) придет за тобой.
Ребенок не хочет идти в детский сад. Как это ты не хочешь в детский сад? Что это еще такое? Все мамы (папы) работают, все ребята ходят в детский сад.
Ребенок отказывается спать. Все ребята днем спят и ты должен. Ты просто отдохнешь и подождешь маму.
Ребенок переживает, что мама долго не приходит за ним. Мама скоро придет. 1. Мама уже в пути (едет в автобусе, на машине, спешит к тебе, подожди немного.
2. Все хорошо, можешь взять телефон и позвонить маме. Слышишь, он уже едет за тобой.
Ребенок отказывается от еды. Надо кушать, чтобы вырасти и стать сильным и здоровым. Посмотри, пока мы играли, гуляли, радовались, тетя повар приготовила такой вкусный суп (кашу, котлету и т. п.) Она очень старалась, чтобы тебе (нам) понравилось!
Ребенок отказывается от еды, потому что мама дома такое блюдо не делает. Попробуй, какое новое, полезное и вкусное блюдо для тебя (для нас) приготовили.
Также в своей работе мы используем положительно эмоциональные высказывания с целью переключения внимания ребенка от ожидания встречи с мамой.
Ситуация Положительно эмоциональное высказывание
Ребенок задает вопрос: «Когда придет мама?» Скоро, скоро, очень скоро мы увидим мамочку!
Ребенок не хочет одеваться, ждет маму. Понимаю твое желание. Я помогу тебе и научу, как одеваться.
Не могу, не могу.
Не могу поднять ногу.
Не ногу, а ногу.
Все равно не могу.
Ребенок повторяет с вопросом в глазах: «Мама?» Мама, папа, я – дружная семья!
Таким образом, использование психологического приема перефразирования и положительно эмоциональных высказываний помогают установлению доверия и контакта в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада и протеканию адаптации в легкой и средней степени.
Литература.
1. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М. : Смысл, 2000.
2. Справочник педагога-психолога №1/2011г.