Светлана Гребенюк
Использование развивающей среды в группе ДС
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы активизировать речь детей логопедической группы, мы решили создать развивающую среду. Мы живем в Краснодарском крае и поэтому детям близка морская тема, все ребята не по наслышке знают о море, его обитателях. Создание новых коллекций, привлечение к совместному творчеству родителей определили тему оформления нашей группы. Создание этой статьи был моим первым опытом размещения своих материалов в Интернет. Фотографии, использованные при оформлении статьи как раз дают представление о начальном виде наших экспозиций.
Публикация «Использование развивающей среды в группе ДС» размещена в разделах
Для детей с нарушениями речи окружающая среда должна стать источником развития. Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет в нашем ДОУ компенсирующего вида является поиск своей модели развивающей предметно-пространственной среды.
Основой коррекционно– развивающего обучения детей с ОНР в логопедических группах нашего детского сада становится мини – музей «По морям, по волнам».
Созданная нами развивающая среда, среди множества задач предусматривает решение следующих: развитие познавательной активности детей с ОНР, их интеллектуальных умений, коррекцию и развитие речевой функциональной системы.
Мини – музей в группе «Незабудка» создает условия для самореализации ребенка, многофункционален и вариативен, открыт к изменению, своеобразному достраиванию, преобразованию её детьми.
Воспитатель и логопед имеют возможность решать посредством музейной педагогики проблемы познания и развития, которая осуществляется с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог». При работе с детьми мы используем формы и методы, направленные на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.
Я хотела бы представить модель развивающей среды в мини- музее– «По морям, по волнам» в старшей и подготовительной логопедических группах для детей с нарушениями речи.
Развивающая среда «Море звуков» окутывает ребенка. Плещут волны моря, гудят пароходы, рычит пролетающий в небе самолет, шумит прибой. Шумят раковины на дне моря, журчит вода в гроте, шуршит песок под детскими пальчиками в мини-экспозиции «Морское дно». Нежно, мелодично звенят стеклянные дельфины, подвластные «Музыке ветра». Дети слышат сладостные, убаюкивающие «Мелодии моря». Каждый из этих звуков логопед и воспитатель логопедической группы могут использовать в играх- занятиях с детьми.
Продолжением мини-музея становится «Морское дно» - любимое место для игр детей. Песок здесь заменен крупами, разными по качеству. Дети зарывают в этот импровизированный песочек разные мелкие предметы, рисуют на нем узоры, пишут буквы и свои имена.
Логопед дает задания для развития мелкой моторики детей, каждый раз новые: найди одинаковые камешки, ракушки; скажи, чем они отличаются; раскопай только красные ракушки; собери животных и рыб, которые живут в теплых морях; северных морях. Мальчики придумывают игры-приключения с аквалангистами и пиратами. Девочки любят играть в «дочки-матери» на этом импровизированном пляже. А «Звуки моря» позволяют расслабиться после занятий.
Дополнением к мини-музею служит и «морская» учебная зона на стене группы. Замена школьной доски на магнитную позволяет воспитателю отрабатывать все учебные задания.
Маяк в этом случае дополняет интерьер музея. Как положено на море, маяк помогает детям-путешественникам добраться до берега: на нем загорается фонарь за каждый правильный ответ.
Организация логопедической работы в таком мини-музее обеспечивает более высокий уровень речевой коррекции, стимулирует развитие ребёнка, провоцирует его речевую активность, и просто дает возможность ребенку-логопату радоваться во время занятий со специалистом.
С помощью различных упражнений воспитатель развивает у детей мыслительные операции сравнения и соотнесения (разложи ракушки, камешки по размеру, форме); формирует зрительное восприятие основных цветов и их оттенков (узнай морских животных по описанию, счетные навыки (посчитай желтых, красных рыбок, жемчужины на песке, крабов, морские звезды, учит отгадывать загадки.
Большая часть лексико- грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря развивающей среде мини- музея в совместной речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики.