МААМ-картинки

Использование сказочных образов при решении проблем в обучении младших школьников

Наталья Лыхина
Использование сказочных образов при решении проблем в обучении младших школьников

Лыхина Н. И. МАОУ СОШ №16, г. Карпинск,

учитель начальных классов

Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У всех есть любимые и неприятные сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Поэтому совсем не удивительно, что в рамках начального обучения широко используется сказка. Обучая детей по ФГОС второго поколения данный приём можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Публикация «Использование сказочных образов при решении проблем в обучении младших школьников» размещена в разделах

Интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказки. Используя в своей работе сказку, надо стараться создать такие условия, в которых способность верить в чудеса, живущая в душе ребёнка, проявляется, усиливается и помогает ученику преодолевать препоны в своём развитии и обучении. Упор делается на наиболее значимые для обучения достоинства сказок.

1. Глубинный смысл сказки и её мораль не дидактичны, в них нет прямых нравоучений, как в баснях.

2. Главный герой сказки – образ собирательный. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку. Отсутствие конкретного образа помогает ребёнку идентифицировать себя с ним, а неопределённость места действия даёт понять ребёнку, что такая история могла произойти где угодно.

3. Сказки – кладезь жизненного опыта и традиций. В сказках герой часто оказывается на распутье и ему для выбора предлагается три варианта действий. В реальной жизни человек часто сталкивается с проблемой выбора и ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ребёнку легче найти в сказочных ситуациях и образах.

4. В сказке хороший конец. Каждый получает по заслугам. Справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости, снижает страх и тревожность.

5. Сказке присущи таинство и волшебство. Здесь всё возможно, нет ограничений, существующих в обыденной жизни. Это развивает у ребёнка уверенности в своих силах.

Учитывая достоинства сказок, следует использовать различные методы работы со сказкой.

1. Анализ и интерпретация сказок.

2. Театрализация сказок или сказочных отрывков.

3. Рисование сказки.

4. Сказочное путешествие в пространство, где «всё возможно».

5. Сказочный карнавал, то есть дети рассказывают, каким сказочным персонажем стал бы на карнавале.

6. Любимая сказка детства.

7. Коррекция определённых состояний, страхов, фобий с помощью метода «Жил-был ребёнок, похожий на тебя».

8. Метод «Продолжи сказку». В том, как работает фантазия ребёнка, завершая сюжетную линию, проявляются детские подсознательные установки, эмоции.

9. Метод «Совместная сказка», когда сюжет формируется по кусочку, по очереди каждым участником.

Для создания сказки по двум последним методам можно использовать следующий алгоритм.

1. Подобрать героя, близкого детям по возрасту и характеру. Иногда это бывает животное, которое не существует или сказочное.

2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы дети находили сходство со своей жизнью.

3. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную, и приписываем герою свои переживания.

4. Герой начинает искать выход из ситуации.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь исправления.

В процессе работы над сказками происходит усвоение народной мудрости, развитие эмоциональной сферы. Сказка приобщает ребёнка к миру человеческих судеб.

Работа со сказкой многогранна. У детей обогащается лексический запас, происходит исследовательская работа. Исчезает страх перед обучением в школе.

К. И. Чуковский писал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий её ребёнок чувствует себя её активным участником и отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Источники

1. www.den-za-dnem.ru

2. Forum.schoolpess.ru/article/91/288

3. www.vashpsixoloq.ru

4. www.marqaritka.ua/skazki/id=23

5. Psyqorodok.orq.ua/articles/skazkoterapiya-dlya-detei.html

Публикации по теме:

Презентация «Моя осень» для занятий по ознакомлению с окружающим миром Предлагаю Вашему вниманию презентацию "Моя осень". Эту презентацию мы сделали с дочерью для урока по ознакомлению с окружающим миром. Осень.

Эссе «Учитель — это призвание» Данное эссе я писала в апреле 2010 когда училась на учителя начальных классов, не ожидая того, что все таки стану воспитателем. Учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказочных образов при решении проблем в обучении младших школьников
Опубликовано: 29 января 2014 в 09:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД