Панкратова Алла
Использование современных инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с наиболее эффективными инновационными
технологиями, которые использую на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Публикация «Использование современных инновационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
2. Заинтересовать педагогов этими технологиями для применения в работе с детьми с ОВЗ.
3. Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.
Ход.
- Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья.
Я начну, вы продолжайте,
Хором, дружно отвечайте.
• Он слон – она …
• Он лось – она …
• Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, не ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
• Он морж – она …
• Он заяц – она …
• Он бык – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
• Он тигр – она …
• Он осел – она …
• Он баран – она …
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
Теоретическая часть.
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует :
• Повышению у детей интереса к выполнению заданий.
• Улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.
• Расширению детских представлений об окружающем их мире.
• Повышению мотивации к занятиям.
• Обогащается лексико-грамматические компоненты речи, фонетико-фонематическая сторона речи и связная речь.
В своей работе следующие современные инновационные технологии технологии :
Биоэнергопластика,
Кинезиологические упражнения,
«Су-джок» терапия,
Самомассаж,
Песочная терапия,
Камешки Марблс,
Сухой бассейн,
Дыхательная гимнастика.
Биоэнергопластика
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.
Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики - это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.
Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развиваются координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.
Одновременно выполняются упражнения:
• «Улыбочка» - губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены.
• «Хоботок» - губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует
трубочку.
• «Лопаточка» - открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой
ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5.
• «Иголочка» - рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак,
указательный палец выставлен вперёд.
Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.
• «Качели» - кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь
с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх.
• «Часики» - рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от
одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два.
• «Почистим зубки» - язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми
пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо.
• «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу,
ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
Это - динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики можно использовать в форме сказок :
Кинезиологические упражнения
Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.
Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности, развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.
Выполним некоторые из них.
• «Колечко». Соединить в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполнять в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.
• «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.
• «Лезгинка». Левая рука - в кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой
прямой ладонью прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.
• «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо.
При команде «Хлопок» одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
• «Змейка». Скрестить руки ладонями вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым пальцем по инструкции.
• «Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на носочках. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.
• «Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно
касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге.
• «Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться
ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.
«Су-джок» терапия
Хочу представить вашему вниманию еще одну нетрадиционную технологию работы – «Су-Джок терапия» («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам:
«Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке он бежит и пыхтит.
Между пальчиками бежит и пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да.
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».
- Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.
«Я колечко одеваю и на пальчике катаю.
Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись».
Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.
При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Рекомендую массаж выполнять в начале занятия, в середине или перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.
Камешки Марблс
Цель: воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулирование речевых зон коры головного мозга, снятие негативного напряжения.
Перед участниками вазочки с разноцветными стеклянными шариками разной формы.
«Возьмите шарики в руки. Покатайте их, обратите внимание на цвет, форму, почувствуйте структуру. Захватите кулачками. Определите визуально, не считая, в каком кулачке больше камешков. Попробуйте щипковый захват и пинцетный ( н-р: берём большим и указательным). Кидаем камешки на стол и в вазу. Послушаем звуки (где слышится стук, а где звон)».
Задания:
выкладываем камешками по контуру букву Р и придумываем слова со звуком «Р»;
закрываем на картинке с изображением яблони гласные и согласные, придумываем слова с этими звуками, посчитаем сколько гласных, согласных;
«Зеркало» — закрыть правильно написанные буквы;
«Зажжём огоньки на самолёте» — выбираем цвета камешек и закрываем пять разных букв на картинке;
«Помоги кошке добраться до корма»
— возьмите в руки по камешку и одновременно выложите их на следы;
при помощи пинцетов перекладываем камешки двумя руками из одной ёмкости в другую (поочерёдно, вместе). С камешками Марблс выполняются задания «Наряди елку», «Собери снежинку», «Приведи пчелку к домику» и т. д.
Упражнения с камешками тренируют у детей мелкую моторику, ловкость, глазомер, координацию движений, привлекают внимание, вызывают положительные реакции, радость, улыбку. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам. Работа с камешками не бывает механической, т. к. цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность. Это всё ускоряет развитие речи. Игры с камешками развивают тактильные ощущения, пространственные представления, развивают лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, психические процессы, фантазию. Их используют для профилактики дисграфии. Воздействие на биологически активные точки кистей рук, стимулируются речевые зоны коры головного мозга, снимается напряжения, улучшается кровообращение, повышается умственная и физическая работоспособность.
Самомассаж
Самомассаж— это активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей человека.
При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии способствует нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Логопедический самомассаж используют
с детьми при:
— дизартрии;
— моторной алалии;
— заикании;
— афазии.
Цель самомассажа:
нормализация мышечного тонуса общей; мимической и артикуляционной мускулатуры;
уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата, рук;
снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата;
увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции и движений рук.
Использование приемов самомассажа :
Цель: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата
Длительность: 5 — 10 мин.
Каждое движение выполняется 4 — 6 раз.
Проводится по схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка, рук.
Проводится в игровой форме.
Песочная терапия
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.
о многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте.
Познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.
Проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию
Использование игр с песком весьма эффективно.
Влияние игр с песком на развитие ребенка
• - снимают мышечную напряжённость;
• - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
• - способствуют расширению словарного запаса;
• - помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
• - позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
• - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
• - помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
• - повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
• - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Дыхательная гимнастика
• Дыхательная гимнастика - один из способов двигательной активности, а также один из способов профилактики простудных заболеваний. Под дыхательной гимнастикой мы понимаем комплекс упражнений, направленных на развитие правильного физиологического и речевого дыхания.
• Важной частью развития здорового человека является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи).Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а так же очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
• Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. и распираторным вирусным заболеваниям.
• Данные статистики показывают, что дети дошкольного возраста наиболее часто бывают подвержены острым распираторным вирусным заболеваниям, ангинам, ринитам, что указывает на то, что органы дыхания уязвимы сопротивляемость к вирусам минимальна. Все педагоги хорошо знают, если что- то не получается, следует уделять данной проблеме больше внимания. В связи с этим дыхательная гимнастика является наиболее продуктивным методом.
• Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненым постепенным вдохом, а также способствуют профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в стороении органов артикуляции.
• Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
• Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Сухой бассейн
а логопедических занятиях я использую сухой бассейн, наполненный горохом, в котором находятся контейнеры из киндер сюрпризов. В контейнерах могут быть игрушки, слоги из магнитной игры «Собери слово», в зависимости от того, какие задачи ставятся на занятии, помимо развития мелкой моторики.
При работе над автоматизацией звуков, развитием памяти, расширением активного словаря проводится игра «Запомни и опиши». Дети запоминают игрушки, закрывают глаза, логопед убирает две игрушки, а дети называют их, затем дают им описание.
При развитии фонематических процессов – игра «Зелёный – синий». В зависимости от того, в какой позиции находится заданный звук, твёрдый он или мягкий, игрушка ставится на определённое место. Например: рыбку ставят на синюю полосу в первую часть, т. к. звук [P] в этом слове твёрдый и стоит в начале.
При обучении чтению – игра «Собери слово». Дети составляют слова из слогов, которые они достали из контейнеров.
При развитии умения делить слова на слоги – игра «Посади игрушки в поезд». Дети раскладывают игрушки по вагончикам, предварительно поделив слова на слоги.
Данные пособия вызывают интерес детей к логопедическим занятиям, позволяют разнообразить деятельность.
В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья
существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации);
повышает интерес и положительный эмоциональный настрой;
активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка; развивает все компоненты речевой системы;
уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность;
повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений;
способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения;
регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка;
создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов;
реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.
Мастер-класс подошёл к концу, Вы вернетесь в свои группы. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня.
Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих детей.