Приложение МААМ

Использование современных образовательных технологий на занятиях по подготовке ребёнка к школе

Оксана Тарасова
Использование современных образовательных технологий на занятиях по подготовке ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов - практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков. А те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами развития дошкольников являются :

Публикация «Использование современных образовательных технологий на занятиях по подготовке ребёнка к школе» размещена в разделах

1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

2. Увеличение объёма внимания и памяти.

3. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

4. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

7. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Готовность к школе – это, прежде всего, психологическое, эмоциональное, нравственно – волевое развитие ребёнка. Это развитие тех специфических форм деятельности дошкольников, которые определяют, обеспечивают его лёгкую адаптацию к новому этапу жизни, снимают отрицательное влияние на здоровье, психическое и эмоциональное благополучие.

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. А учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия. Так, например, детям предлагается измерить шагами расстояние между двумя стульями – «домиками». Поскольку шаги у детей разные, то и число шагов оказывается разным. Но почему так получается – ведь расстояние одно и тоже? В результате исследования дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше получается количество шагов. Таким образом, у них формируется представление об измерении длины с помощью условных мерок, о зависимости результата измерения от величины мерки.

Возрастные особенности детей 6-7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему на наших занятиях предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребёнка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

Занятия не сводятся только к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребёнка. Само же «открытие» должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.

Важно, чтобы учитель мог умело сотрудничать с детьми в игре, создавая условия для их оптимального развития.

Развивая и формируя школьно – значимые функции, при подготовке к школьному обучению можно и нужно использовать игры и задания разной направленности и сложности. Для формирования целенаправленного внимания, пространственного восприятия, зрительной памяти используются такие задания, как «Собери картинку», «Сложи квадрат», «Найди сходство и различие», «Посмотри и запомни».

Для развития пространственных представлений, глазомера, развития мелкой моторики рук мы с детьми выполняем задания на прохождение лабиринтов, выкладываем узоры из геометрических фигур, кубиков, элементов мозаики, нанизывание бус, рисование фигур по точкам (контур, разнообразные штриховки. Эти упражнения совершенствуют тонкую ручную моторику.

Наряду с игровой деятельностью существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Поэтому эти виды деятельности я стараюсь, как можно чаще использовать на разных этапах урока.

Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную, не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки используется речёвка, слова её обычно разучиваются с детьми заранее.

Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети могут выразить своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет учителю впоследствии скорректировать свою работу.

Задания я подбираю с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом!

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Большое внимание на занятиях уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из предметов (яблоко, мяч, кубик) лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные предметы – игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик – красные.

Таким образом, работу с дошкольниками я строю на основе следующей системы дидактических принципов:

- создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на способы организации дошкольного обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.

Выполнение заданий я начинаю с предложения: «Поиграем»? Ребёнок принимает это как естественное продолжение его игровой деятельности. Обсуждение заданий начинается тогда, когда малыш не очень возбуждён и не занят каким – либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра – дело добровольное!

Ребёнок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием. Поэтому, предлагая детям проблемную ситуацию, нельзя сразу же объяснять им, как и что нужно делать. Следует всячески поощрять их самостоятельность, инициативность, выдвижение и обоснование своих версий.

Для решения проблемной ситуации учитель должен предложить детям такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам собой. Тем самым создаются условия для того, чтобы дети активно включались в поисковую деятельность, а не просто усваивали материал в готовом виде. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок при изучении нового, тем больше вклад в его личностное развитие. Организации активной деятельности малыша помогает сама форма дополнительного пособия – тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Но делать это надо постепенно, осваивая страничку за страничкой, шаг за шагом.

Природная детская импульсивность, оказывается, тоже может помешать успехам в учёбе. То грязно напишешь, то забудешь, что и как сказать, то не выполнишь задания, то не услышишь учителя. И тут же: «Не болтай», «Не вертись!» и т. д.

Как же мы, взрослые порой строги и бескомпромиссны в своей авторитарности, как привыкли бороться за дисциплину любой ценой и не желаем понять причин кажущегося непослушания ребёнка. И как результат появляется страх перед школой, нежелание учиться.

А что дома?

Увы, порой то же самое непонимание: «А-а-а, не стараешься!»

Стоп! Правы ли мы? Поможет ли жёсткий нажим взрослых воспитать чувство долга при недостаточно укрепившейся у ребёнка познавательной активности? Так желание учиться может совсем пропасть. А ведь малыш вовсе не боится трудностей. Он был уверен (и правильно делал, что учёба – это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Но очень скоро мы помогаем ему забыть об этом, внушая, что учёба – это тяжкая повинность и не радости надо ждать от учения, а наказания (если не стараешься) или похвалы (если стараешься).

Да, бесспорно, «труд» и «трудный» - слова родственные. Труд должен быть трудным, надо требовать от ребёнка постоянного напряжения сил – тогда можно понять, прочувствовать радость труда, радость познания. Но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания. Возможно ли надолго сохранить этот огонёк пытливости, жажды знаний?

Конечно, возможно. Только так и должно быть!

Изменение стиля общения – не бояться быть добрым, ласковым с детьми, твёрдая ориентация на игру как средство, метод, форму организации учебно-воспитательной деятельности маленьких школьников – помогло мне сделать мой труд радостным.

Публикации по теме:

Готовим детей к школеГотовим детей к школе Дети моей группы - уже выпускники, точнее,наша группа уже подготовительная к школе. Очень хочется,что бы адаптация к школе прошла успешно,поэтому.

Подготовка детей к школе. Презентация к семинаруПодготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных образовательных технологий на занятиях по подготовке ребёнка к школе
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 19:07
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных образовательных технологий на занятиях по подготовке ребёнка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Тарасова (УИ 270272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД