Получи документы

Использование сюжетно=ролевой игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром

Юлия Князева
Использование сюжетно=ролевой игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы Князевой Ю. О.

Использование сюжетно – ролевой игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают. Их интересы ограничены, а игры однообразны.

Публикация «Использование сюжетно=ролевой игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром» размещена в разделах

Если говорить о современных детях, то прежде всего нужно сказать, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало.

Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.

Игра необходима для полноценного развития каждого индивида, в игре

можно приобрести новые навыки, с её помощью можно опробовать новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

В возрасте четырёх лет дети играют, моделируя знакомые им социально – ролевые взаимодействия, в “Дочки-матери”, “Магазин”, “Приём гостей”. В семь лет ребёнок играет в “Школу”, “Путешествия”. Необходимость игры объясняется потребностью взрослых, происходит попытка примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу “чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение кафе, пиццерии, гипермаркета, парикмахерской). В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на её результат (показ изготовления домика из бумаги на «лесенке-помощнице»). Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определённый продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.

Это новое в моей работе. Я использую с детьми продуктивную деятельность по созданию необходимых атрибутов (изготовление рекламной вывески для игры в «Магазин», шлемов-скафандров для игры в «Космос»). С детьми создали коллекцию школьных принадлежностей для игры «Школа».

Чтобы дошкольники могли играть в сюжетно-ролевые игры, они должны получить знания о многообразии профессий в современном мире. На основе представлений о трудовых обязанностях, содержании труда в соответствии с общей структурой трудового процесса - цель и мотив, материалы и предметы труда, инструменты и оборудование, набор трудовых действий, результат (показ схемы). С этой целью я использую непосредственное общение детей с людьми разных профессий, знакомлю с профессиями родителей (учитель, библиотекарь, работники почты и т. д.). Это позволяет расширить познавательное пространство детей. Мною проводится просмотр специально взятых видеофильмов, телепередач («Галилео», экскурсии, встречи. (Демонстрация процесса выпечки блинов, изготовление бутербродов, винегрета, выпечка торта).

Когда у детей есть достаточно представлений о предметном мире, сюжетно-ролевая игра протекает интересно, длительно, у детей меньше разногласий когда есть четкие представления о предметах и профессиях людей (прачка, швея, конструктор ракет, повар).

Знакомя старших дошкольников с предметным миром особое внимание уделяю родовым обобщениям. Использую специальную методику формирования родовых понятий с помощью предметно-схематических моделей. Это, я считаю, должно быть предварительной работой к организации сюжетно - ролевой игры (Пример, понятие «транспорт»).

Важное значение для развития логики старших дошкольников имеют задания на классификацию освоенных родовых понятий по разным основаниям. Так, посуду можно разделить на кухонную, столовую, чайную (карточки); по материалу – на металлическую, пластмассовую, фарфоровую, деревянную; по многократности использования – на одноразовую и многоразовую. Продукты можно разделить на мясные, рыбные, молочные, кондитерские; по вкусовым качествам - на сладкие, кислые, соленые, горькие и т д. Инструменты могут быть разделены также по материалам, из которых они сделаны (деревянные, металлические, пластмассовые и пр.). по способу их использования и профессиональной принадлежности (садово-огородные, столярные, портновские, музыкальные) и т. д.

Старшие дошкольники легко осваивают названия новых для них предметов в процессе той деятельности, где эти предметы используются. Они способны к детальному сравнению сходных предметов на основе сопоставления особенностях строения, умеют видеть качества свойства предметов. Для этого я использую модель-схему для сравнения (показ)

Детей знакомлю с изменениями предметного мира и орудий труда, средств связи и передвижения, способов торговли, способов приготовления пищи (рассматривание предметных и сюжетных картинок, экскурсия в музей почты).

Расширяю представления детей о многообразии натуральных и искусственных материалов. С этой целью рассматриваю с детьми различные коллекции: «Шерсть», «Хлопок», «Лен», «Мир пластмасс», (металлов, кожи); использую экспериментирование с ними.

Конструируя образовательную ситуацию в процессе рассматривания предметов, знакомства с материалами необходимо гибко менять тактику ведения диалога. В трудных случаях обращаюсь к энциклопедиям и вместе с детьми ищем ответ в них.

Широко использую жизненные ситуации и образовательные ситуации. Рекомендую родителям под их контролем делать первые покупки, оплачивать проезд, проверять сдачу.

Я считаю, что освоение предметного мира неотъемлемо связано с развитием ребенка, которое нужно использовать в сюжетно-ролевой игре, что я и реализую на практике.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Театрализованная деятельность в детском садуТеатрализованная деятельность в детском саду Театрализованная деятельность в детском саду[/b] На современном этапе образования рассматривается, как важнейшая часть экономики, и на ряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетно=ролевой игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром
Опубликовано: 26 января 2013 в 20:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сюжетно=ролевой игры как средства ознакомления дошкольников с предметным миром» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Князева (УИ 42172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД