Людмила Павлова
Использование театрализованной деятельности при ознакомлении детей с культурой Башкортостана (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в Республике Башкортостан заметно возрос интерес к изучению культуры родного края. Большая роль отводится в этом дошкольным учреждениям. Одной из важнейших задач детского сада – это воспитывать любовь к родному краю, к родному городу, развивать стремление изучить культуру своего народа.
Для выполнения этих задач мы активно используем в своей работе одно из самых популярных и увлекательных направлений – театрализованную деятельность. В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
Публикация «Использование театрализованной деятельности при ознакомлении детей с культурой Башкортостана (из опыта работы)» размещена в разделах
Например, во время изучения лексической темы «Башкортостан. Уфа», мы говорим о том, что башкиры издавна любили сочинять сказки, пословицы, загадки, игры…
С детьми старшей группы драматизируем башкирские и русские сказки, показываем разные спектакли. В группе оформлены атрибуты для показа следующих башкирских сказок : «Лев и заяц» пальчиковый театр, «Медведь и пчёлы» на фланелеграфе, «Кот озорник» картонажный театр;
для показа русских сказок: картонажный театр «Лиса и Журавль», «Три поросёнка», вязанный театр «Три поросёнка», шагающий театр «Кот, петух и лиса», театр на кисточках «Зимовье зверей», настольный театр «Заюшкина избушка», теневые театры «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
В сказках дети знакомятся с трудом, бытом, обычаями народов. Сказки учат детей справедливости, честности, благоустройству. Знакомясь, с той или иной сказкой стараемся довести до их сознания главную идею произведения, учим оценивать поступки героев.
Анализируя и сравнивая русские и башкирские сказки, дети делают выводы: что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспитывают доброту, честность, справедливость, смелость, отвагу, любовь к Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выразительное чтение сказки. В этом нам помогают информационно-коммуникационные технологии: например, прослушивание сказки, которую читает профессиональный диктор.
Организовываем совместно с музыкальным работником развлечение, посвящённое ко Дню Республики Башкортостан. В группе отрабатываем выразительность, дикцию стихов о родном крае.
Постоянно посещаем спектакли, которые ставят в детском саду приезжие артисты из театров.
Были на встрече с человеком-оркестром.
Дети познакомились с башкирскими музыкальными инструментами. Учились различать их, называть характерные особенности, у детей возрос интерес и уважение к музыкальному наследию башкирского народа. Дети увидели настоящие башкирские музыкальные инструменты, такие как кубыз, думбра, сонрай, гармонь, курай и услышали их звучание. Узнали секреты их изготовления.
В прошлом году смотрели кукольный театр : переделанную на башкирский лад сказку «Зайкин портфель». В декорациях дети увидели башкирские орнаменты, одежду башкир на куклах.
В группе играем в сюжетно-ролевую игру «Театр», для этого изготовили реквизиты:
для спектакля – ширма;
для буфета - вывеска «буфет», касса, деньги, продукты (пирожное, шоколадки, соки, конфеты, фартук, кукольная посуда (чашки, чайники,блюдца,поднос,цветы;
для кассы - окошко-касса, калькулятор, билеты, деньги;
для контролера - стулья, номера.
Говорим детям о театрах, о театрах города Уфы. В группе оформлена папка с иллюстрациями и кратким описанием театров.
Для родителей проводим консультации. Советуем с ребенком сходить в театр, но прежде знакомим с правилами поведения детей в театре. Говорим о том, что нужно объяснить ребёнку перед посещением театра. Подготовлена нами инструкция для родителей «Как подготовиться к театральным представлениям дома», «Как изготовить пальчиковый театр».
В заключении хочу сказать, что наши дети многому учатся: богаче и выразительнее становится их речь, появляется желание самостоятельно или с небольшой помощью составлять рассказы, сказки, зарождается интерес к театральной игровой деятельности. А самое главное, мы приоткрыли детям дверь в храм искусства, называемой удивительным словом - театр.