Белан Людмила
Опыт работы «Использование технологии педагогических мастерских в условиях ДОУ, реализующего стандарты нового поколения»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии педагогических мастерских в условиях образовательного учреждения, реализующего стандарты нового поколения.
Занимательные путешествия в мир открытий и творчества.
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
/В. А. Сухомлинский/
Дети познают окружающий мир образами и эмоциями. По своей природе каждый ребёнок с раннего возраста - исследователь и первооткрыватель. Задача воспитателя – на протяжении всего дошкольного детства поддерживать познавательный интерес ребёнка, создавая для этого все условия. Как сделать, чтобы наши «почемучки» не только задавали вопросы, но и самостоятельно находили ответы на некоторые из них, умели проявлять инициативу в различных видах детской деятельности, в ситуациях общения с детьми и взрослыми, добиваться результатов? Решение простое и сложное – воспитатель должен сам стать партнёром и участником группы юных путешественников в мир открытий и познания.
Публикация «Опыт работы „Использование технологии педагогических мастерских в условиях ДОУ, реализующего стандарты нового поколения“» размещена в разделах
В свете современных требований педагоги детских садов идут в ногу со временем, используя методики и технологии современной педагогики развития, педагогики творчества и свободы, которые нацелены на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.
Одной из таких технологий является педагогическая «технология мастерских», которую педагоги нашего детского сада адаптировали и внедряют в работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Педагогическая мастерская - это форма организации образовательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности воспитателя и ребёнка, дарит радость сотворчества. Мастерская объединяет игровое и образовательное пространство, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру.
В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде возникла идея создания мобильной интерактивной «Мастерской в чемодане». В процессе реализации детско-взрослых проектов по ознакомлению с профессиями взрослых, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека, дети проявили интерес и инициативность при ознакомлении с различными видами деятельности в рамках многих профессий, и захотели попробовать сделать что-то своими руками. Но создать в группе даже небольшой уголок по нескольким видам профессий достаточно сложно, так как во многих детских садах существует проблема наличия свободного места в групповом помещении. Поэтому мобильные мастерские сегодня особенно актуальны.
Мобильность мастерской заключается в возможности передвижения по детскому саду с помощью универсального чемоданчика, который является неотъемлемым атрибутом каждой мастерской. Его содержание соответствует тематике мастерской и представляет собой комплекты необходимого оборудования для детей. С таким замечательным помощником можно смело отправляться в путешествие в мир красоты, творчества и природы!
В нашем детском саду работает несколько мастерских : «Кубанский пряник», «Зелёная Аптека», витражная мастерская «Калейдоскоп», кукольная мастерская «Берегиня», «Бумажные переделки» и другие. Каждая мастерская открывает для детей и родителей широкий круг интересов и объединяет всех участников образовательного процесса.
В мастерской "Кубанский пряник" трудятся юные пекари, которые удивляют всех своими душистыми, ароматными пряниками. В организации работы этой мастерской активное участие принимают родители.
«Зелёная Аптека» стоит на страже здоровья человека! Юные аптекари исследуют полезные свойства лекарственных растений, выращенных на фито-огороде детского сада, собирают и заготавливают травы и плоды, знакомятся с технологией изготовления чая, изготавливают фито-подушечки.
В витражной мастерской "Калейдоскоп" дети знакомятся с различными видами декоративно – прикладного искусства и народными традициями. Осваивая несложные техники витражной росписи, дети изготавливают различные витражи: украшают ими группу, создают тематические композиции, расписывают стеклянную посуду, делают сувениры к праздникам.
Кукольных дел мастера трудятся в творческой мастерской «Берегиня», где они знакомятся с культурой и традициями своего народа, осваивают технологии изготовления народных тряпичных кукол. Кукла-оберег – замечательный подарок к любому празднику.
Тема мастерской "Бумажные переделки" связана с проблемой экологии. Воспитанники этой группы собирают макулатуру, проводят различные экологические акции в детском саду, изготавливают поделки и подарки к праздникам из вторичного сырья, устраивают выставки.
В течение года в детском саду наши юные мастера знакомятся с различными видами профессий, учатся новому мастерству, а также передают свои знания и умения сверстникам смежных групп. Главная задача наших мастерских – развивать у детей интерес и желание познавать, исследовать и преобразовывать окружающий мир во всём его многообразии!
Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение воспитанников в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.
Обобщение опыта работы технологии мастерских дало возможность описать некоторые положения технологии в виде следующих правил:
1. Педагог создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2. В процессе занятий педагог обращается к чувствам ребёнка, пробуждает в нём интерес к изучаемой проблеме (теме).
3. Педагог работает вместе с детьми, он равен воспитанникам в поиске знания.
4. Педагог не торопится давать ответы на поставленные вопросы.
5. Важную информацию он подаёт малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у воспитанников.
6. Педагог исключает официальное оценивание работы воспитанника
(не ругает и не хвалит, но через социализацию, афиширование работ даёт возможность появления самооценки воспитанника, её изменения, самокоррекции.