Получи документы

Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования» (2 фото)

Елена Доценко
Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 - 2

Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация «Закона об образовании в РФ может быть обеспечена при создании в дошкольном учреждении условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как: любознательность, активность, интерес к новому, неизвестному в окружающем мире, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность.

Слайд 3

Как же организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребёнка в учёбе и жизни во всех проявлениях без ущерба для здоровья?

Слайд 4

Публикация «Семинар-практикум „Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования“» размещена в разделах

В настоящее время одной из таких инновационных форм работы с детьми является технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, целью которой является формирование у детей творческого мышления. Идея основоположника ТРИЗ — Г. С. Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.

Слайд 5

В дошкольной педагогике этот метод получил распространения благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

Слайд 6

В ТРИЗ ничего не берётся извне, всё находится в голове, просто необходимо научить ребёнка логически размышлять. Каждый ребёнок изначально талантлив, но этому его нужно научить. Дети учатся играя.

Слайд 7

Занятия, игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.

Слайд 8

ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится им в школе и во взрослой жизни.

Давайте рассмотрим основные методы ТРИЗ технологии.

Слайд 9

Мозговой штурм предполагает постановку изобрететельской задачи и нахождение способов её решения, выбора идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

- как не намокнуть под дождём

- как потушить пожар, если в доме нет воды и т. д.

Анализ каждой идеи идёт по оценке «хорошо-плохо». Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами. Данный метод стимулирует у детей творческую активность в поиске решения проблемы.

Слайд 10

Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Алгоритм построения тренинга

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить историю с помощью любой книги.

2. Ведущий задает вопрос детям, а ребенок "находит" ответ, указав слово на открытой странице.

3. Найденные ответы постепенно собираются в единую сюжетную линию.

4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги.

6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету.

7. Попросить вечером рассказать дома придуманную сказку.

8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Данный метод можно использовать в работе и с трехлетними детьми. Игрушки могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке»

Слайд 11

Суть метода фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту «применяются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.

Алгоритм работы:

1. Выбрать объект, с образом которого будем работать (до поры хранить его в тайне)

2. Дети называют два-три любых объекта (один представитель природного мира, второй - рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие).

3. Дети называют как можно больше свойств и качеств объектов

4. Названные свойства приписываются к выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.

5. Рассмотреть любые ассоциации, отобрать наиболее интересные и эффективные решения.

Данный метод направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира.

Слайд 12

Метод «системный анализ» помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определённым образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Рассмотрим это на примере: система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Что было бы, если бы все лягушки исчезли? (варианты ответов).

Вывод: все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Слайд 13

Метод морфологического анализа заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новый стул.

В продуктивной деятельности дети изображают каждый изобретенный новый стул.

Слайд 14

Приведем пример применения метода с использованием таблицы.

Чтобы создать новый образ объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Лучше всего начинать работу со сказочных образов. Давайте создадим образ Ивана-царевича.

Аналогично можно работать и с рукотворными предметами: придумать новый фасон платья, марку автомобиля, спроектировать дворец, разработать новую модель часов и т. д.

В работе с дошкольниками лучше использовать картинки.

Слайд 15

МЗР – метод последовательного приближения к решению. Если решение какой-то проблемы кажется неосуществимым, цель выглядит недостижимой, нужно разложить требуемую ситуацию в виде двух частей – реальной и фантастической. Любая ситуация не полностью нереальна, а только частично. Отбрасываем реальную часть, как исполнимую, и получаем новую задачу – тоже невыполнимую, но другую.

К новой задаче относимся как к невыполнимой, и снова стараемся разложить ее на две части – реальную и фантастическую, выполнимую и невыполнимую. При этом опять получаем новую задачу.

И так делаем до тех пор, пока в очередной задаче не окажется только реальная часть.

Слайд 16

Методика моделирование маленькими человечками помогает малышу совершать первые открытия, проводить научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. Молекулы твёрдого тела – «человечки» держатся за руки, молекулы жидкости - «человечки» стоят близко, но за руки не держатся, молекулы газа находятся далеко друг от друга и «человечки» не держатся за руки. С помощью таких «человечков» дети составляют модели «борща», «океана», «извержение вулкана».

Слайд 17

Умозаключение по аналогии – это получение знаний о малоизученном предмете путём переноса на него знаний о подобных ему предметах по каким-то существенным признакам.

Гром аналогичен пушечному выстрелу по громкому звуку. Туман по физическим свойствам аналогичен облакам (туман - это те же облака, только на земле).

1. Личностная аналогия (эмпатия) Н-р, можно предложить представить какого-нибудь животного, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась ёлочка»

2. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях (вертолёт – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы). Дети делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем.

3. Фантастическая аналогия. Задачи осуществляются, как в волшебной сказке (нарисуй свою радость; изобрази любовь)

[/b]Слайд 18[/b]

Метод типовое фантазирование хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований названия приемов дают в виде имен Волшебников. Н-р: пришел Волшебник Увеличения или Уменьшения и изменил размер объекта, его цвет. «Ты попал в Царство Деда Мороза», «Дед Тепла – каким ты его представляешь?» Игра-проблема – совместный поиск решения.

Слайд 19

Работа по ТРИЗ должна проводится последовательно и системно. Очень важно развивать системное мышление, т. е. учить видеть мир во взаимосвязи всех его компонентов.

Слайд 20

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребёнком строится с учётом формирования каждого составляющего:

Объект – функция (ресурсы);

Объект – подсистема (из чего состоит);

Объект – надсистема (частью чего является);

Развитие объекта во времени (что было раньше, что будет потом);

Сравнение систем по ряду признаков.

Итогом обучения на этом этапе является умение ребёнка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.

Слайд 21

"Что-то" автор: М. С. Гафитулин

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

Давайте рассмотрим на примере самолёта, придерживаясь строк услышанного стихотворения.

Слайд 22

Игры, предложенные вам сегодня, будут направлены на развитие познавательных способностей дошкольников.

"Мои друзья" - формирование умения выделять функции объекта

Н-р:

В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

В: Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

Слайд 23

«Хорошо – плохо».

Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

Я буду называть предмет или явление, а вы должны сказать, что в этом хорошее, а что плохое?

1. Зима-это хорошо. Почему? Зима-это плохо. Почему?

Слайд 24 Слайд 25

"Аукцион" - Учить выделять дополнительные ресурсы предмета.

Н-р:

На аукцион выставляются разнообразные предметы. Необходимо по очереди называть все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.

«Теремок» - тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Ведущий садиться в теремок. Всем раздаются карточки с предметными картинками, н-р картинки растений, цветов, деревьев.

Каждый участник подходит к теремку и стучится: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Ведущий пропускает в теремок, только в том случае, если приходящий скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Слайд 26

К концу дошкольного возраста о любом объекте ребенок может системно размышлять: выделять его свойства, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможность преобразования во времени с помощью «девятиэкранки».

Слайд 27

Сегодня вы были не просто слушателями, а непосредственными участниками семинара – практикума.

Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования»
Фото «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

План работы методического объединения старших воспитателей на 2014–2015 учебный гг План работы методического объединения старших воспитателей отдела образования администрации г. Гуково на 2014–2015 учебный г. руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования»
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 17:30
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум «Использование технологии ТРИЗ в условиях модернизации дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Доценко (УИ 263465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД