Лучший педагог года

Использование традиций физического воспитания коренных народов Севера в физическом развитии дошкольников (3 фото)

людмила болдырева
Использование традиций физического воспитания коренных народов Севера в физическом развитии дошкольников

Использование нетрадиционных средств физического воспитания как условие развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций коренных народов Севера

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Публикация «Использование традиций физического воспитания коренных народов Севера в физическом развитии дошкольников» размещена в разделах

Растущий и развивающийся детский организм в период дошкольного детства особенно сильно подвержен воздействиям внешней среды в силу своей пластичности, связанной с незавершенным и интенсивным протеканием процессов физического и психического развития. Поэтому одной из главных причин ухудшения здоровья детей в нашем регионе являются климатические условия. Кроме того, в условиях Севера сложно обеспечить удовлетворение потребности детей в активных движениях из-за неблагоприятных погодных условий. В связи с этим все более актуальными становятся вопросы охраны и укрепления здоровья, полноценного физического и психического развития ребенка, повышение двигательной активности детей в различных видах деятельности, учета этнокультурной ситуации развития дошкольников, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

На протяжении многих лет наш детский сад ведет работу по ознакомлению детей с культурными традициями коренных народов Севера. На его базе функционирует музей «Лесная сказка», где ведется углубленная работа по эколого-этнографическому направлению. Для формирования представлений о родном крае в детском саду собрана коллекция картин местного художника Хусаина Курмаева. Традиции коренного населения используются и в организации дополнительного образования, работают кружки «Северные узоры» (бисероплетение, «Жемчуг Самотлора» (хореография, «Юный гид» (краеведение, «Вэлла Мунтым» (театральный, «Юный эколог», «Северное многоборье» (национальные виды спорта).

Ознакомление детей с культурой народов ханты и манси происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области. Принцип интеграции областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы все, что мы хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.

В ДОУ реализуется образовательная программа «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югра». Программа отмечена грантом Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в номинации «Лучшее дошкольное учреждение» («Сохранение здоровья»).

Для реализации программы созданы благоприятные условия: наличие отдельного спортивного зала, оснащенного спортивным оборудованием; спортивной площадки на территории детского сада, лыжной базой; кадровое и финансовое обеспечение.

Возможность использования ресурсной базы, созданной в детском саду для физического и духовно-нравственного воспитания детей позволило разработать программу дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Использование традиций народов ханты и манси в процессе физического воспитания», которая реализуется в условиях кружка «Северное многоборье». Отличительные особенности данной программы: теория и практика физического воспитания детского сада дополнена новым содержанием самобытного опыта физического воспитания народов ханты и манси. Программа создана на основе комплексной национальной программы по физическому воспитанию учащихся начальной школы ХМАО-Югра (авторы В. И. Прокопенко, В. В. Прокопенко, Н. В. Самоловова) и адаптирована к возможностям детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации данной программы проводилась работа по активизации познавательной деятельности и повышению уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами. Технология была разработана на основе подвижных игр, национальных танцев и состязаний народов Севера в сочетании с традиционными средствами физического воспитания.

Занятия в секции «Северное многоборье» были рассчитаны на 72 часа и проводились 2 раза в неделю по 30 минут. При организации образовательной деятельности использовались принципы сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности и личностно – ориентированного подхода; оздоровительной и творческой направленности.

При организации образовательной деятельности использовались традиционные и нетрадиционные средства физического воспитания.

Традиционные средства работы (формы, методы, приемы) :

обшеразвивающие упражнения (традиционный комплекс); подвижные игры (сюжетные и бессюжетные); игры – соревнования; стихи, беседы, указания, распоряжения, команды.

Нетрадиционные средства : общеразвивающие упражнения с имитацией поз и движений птиц и животных, с позами охотников – промысловиков;

акробатические упражнения с элементами национальной борьбы;

национальные подвижные игры и состязания;

национальные состязания, самобытные физические упражнения (прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание тынзяна, топорика, стрельба из лука, ходьба на ходулях, бег по пересеченной местности и др.);

элементы фольклора, героико-богатырского эпоса.

Создание предметно – развивающей среды.

Для эффективного использования народных игр и состязаний в ДОУ были созданы этнопедагогические условия, т. е. специально созданная среда, обстановка, свойственная этому народу. Спортивный зал представляет собой «Кедровую поляну» (пол и стены обшиты деревом, имеется тропа здоровья с наполнителями из природного материала, имеются атрибуты для игр и состязаний: шапочки в виде оленей, луки и стрелы, мишени с изображением кедровых и сосновых шишек, тынзян – веревка для метания и один – демонстрационный из оленей шкуры; нарты, палка – хорей, ходули, топорики, шесты, чумы, фигуры оленей. Имеются костюмы, украшенные национальным орнаментом.

В образовательной деятельности используется музыка северных народов в современной обработке, способствующая повышению эффективности занятий, оказывающая воздействие на соматическую и психическую сферу ребенка, повышающая работоспособность, способствующая приобретению уверенности в своих возможностях.

Для знакомства с традиционной культурой народов ханты и манси, с высокими достижениями в национальных видах спорта «Северное многоборье» (прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, тройной национальный прыжок, метание топора на дальность, бег с палкой по пересеченной местности, используется мультимедийное оборудование.

Содержание образовательной деятельности по активизации познавательной и двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе культурных традиций коренных народов Севера включает :

ознакомление со средой обитания, животным миром, промысловой деятельностью; с героико – богатырским эпосом северных народов; с национальными обычаями и традициями в форме беседы.

обучение базовым средствам двигательной активности ( основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание; общеразвивающие упражнения; построения и перестроения; танцевальные упражнения; подвижные игры; игры с элементами спорта; спортивные упражнения; простейший туризм).

обучение национальным состязаниям, самобытным физическим упражнениям (прыжки через нарты, тройной национальный прыжок, метание тынзяна, топорика, стрельба из лука, ходьба на ходулях, бег по пересеченной местности и др.);

гимнастику с элементами народных танцев и национальной борьбы (общеразвивающие упражнения с имитацией поз и движений птиц и животных; упражнения на развитие гибкости, акробатические упражнения, танцевальные упражнения);

лыжную подготовку;

национальные подвижные игры и состязания ( на материале гимнастики с основами акробатики: «Бой медвежат», «Кто сильнее», «Переправа», «Состязания в силе рук», «Перетягивание палки» и др., на материале легкой атлетики: «Догонялки», «Бездомный заяц», «Бег по – медвежьи», «Медведь и ягодники», «Скачки стерха», «Волк и зайцы» и др. ; на материале лыжной подготовки: «Бег на подволоках», «Гонки на нартах», «Кто кого перетянет», «Кто дальше прокатится» и др.).

Теоретический материал, изложенный в игровой форме, форме беседы знакомит детей с национальными обычаями и традициями коренных народов Севера, с его героико – богатырским эпосом, с историей народных игр, танцев, состязаний, самобытных физических упражнений, национальных видов спорта и национальной борьбы, с характерными особенностями традиционных средств закаливания.

Практическая часть строится в игровой форме с использованием нестандартного оборудования: нарт, тынзяна, топориков, ходулей, луков со стрелами и др. Дети входят в роль оленеводов, рыбаков, охотников и передают характерные особенности их промысловой деятельности, а также повадки птиц и животных, что способствует развитию двигательного воображения.

Обучение двигательным действиям происходит во взаимосвязи с развитием физических качеств. Прыжки через нарты, состязания в беге, перетягивание палки, каната, шеста способствуют развитию силы, выносливости, ловкости, воспитывают волевые качества : смелость, решительность. Метание тынзяна на рога оленя, метание шишек, стрельба из лука, метание топориков способствовуют развитию глазомера, силы рук, выдержки, самообладания.

Работа по использованию региональной составляющей в развитии физических качеств и активизации познавательной деятельности старших дошкольников проводится систематически, во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, родителями, детьми.

Эффективность реализации программы выразилась в повышении интереса детей к физкультурным занятиям и, соответственно, повышением уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Это ярко проявилось в спортивных соревнованиях «Губернаторские состязания», «Лыжня для всех», «Кросс нации» и других, где наши ребята на протяжении нескольких лет становятся победителями и призерами.

Мы считаем, что такой опыт будет полезен для использования в других дошкольных учреждениях, так как он позволяет расширить знания детей о культуре и традициях народов Севера, а также способствует укреплению здоровья детей и совершенствованию их физических качеств.

Использование традиций физического воспитания коренных народов Севера в физическом развитии дошкольников
Фото №1 Использование нетрадиционных средств физического Фото №2 Воспитание детей
Публикации по теме:

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование традиций физического воспитания коренных народов Севера в физическом развитии дошкольников
Опубликовано: 24 сентября 2014 в 20:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД