Наталья Мяготина
Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений (из опыта работы)» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития детей старшего дошкольного возраста средствами разных форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева)
«Неусловным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей, стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ». К. Д. Ушинский.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение устного народного творчества огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей речевой группы я выбрала тему «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».
Фольклор – незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Устное народное творчество необходимо родителям и педагогам для:
развития просодической стороны речи (то есть иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации);
автоматизация звуковой речи (овладение всеми звуками речи, умение замечать неправильное звукопроизношение, исправление его в игре, непринужденной обстановке, в привычной детьми среде);
развитие связной речи (где, как не в сказках, играх- драматизациях мы можем развить монологическую и диалогическую речь);
развитие фонематического слуха (умение различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы);
развитие умений играть, выполнять правила игры, соблюдения норм поведения;
развитие юмора и воображения – не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки;
усвоение нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;
воспитание любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова).
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ним и речевым развитием дошкольников.
В работе с детьми я использую следующие формы русского народного фольклора :
1. Пословицы и поговорки.
Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Пословицы и поговорки образны, наделимы сравнениями, эпитетами. В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи. Она уместна после работы с рассказом, сказкой.
2. Скороговорка – тоже игра со словом. Хорошая гимнастика для органов речи. Скороговорка слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки и совершенствования голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков.
3. Загадки – метко определил загадку сам народ : «Без лица в личине». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина.
4. Чистоговорка – слагается для упражнения в скором и чистом произношении, развития и совершенствования речевого слуха, речевого дыхания.
5. Прибаутка – небольшие стихотворения из 2 – 4 строчек. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей и мелкой моторики.
6. Нелепицы, перевертыши дают возможность через игру со словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.
7. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит большие возможности в формировании фонематического восприятия, освоении лексической стороны речи.
8. Считалки – истории для детей, способ осуществления объективной справедливости, как бы судьба распоряжается распределением ролей. Главная особенность – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
9. Сказка – в исследованиях сказки с позиции педагогики фиксируется лексико-образная функция сказки, ее способность формировать языковую культуру личности, связную речь, владение многозначностью народной речи.
Использование устного народного творчества в коррекционной работе
Работать над развитием речи, в процессе использования устного народного творчества я начала с 2009 года.
Дети, пришедшие в речевую группу, плохо выражали свои мысли, с трудом пересказывали сказки, использовали простые предложения, не обогащенные эпитетами, сравнениями, имели нарушения в звукопроизношении.
Для решения всех задач по коррекции речевых нарушений у детей создана необходимая предметно – развивающая среда.
Необходимая предметно-развивающая среда
Демонстрационный, наглядный и раздаточный материал Дидактические игры Настольные игры
1. Альбомы «Радуга Дуга», «Ладушки».
2. Уголок «Русская изба»печка, самовар, утюг, ступка, корытце, чугунка, ухват, картины, крынки из глины, туески из бересты, прялка, тряпичная кукла, куклы обереги, люлька, лоскутное одеяло, подушка из лоскутков, сундук, сарафаны, косынки, деревянная лавка, вязанные салфетки, вышитые рушники, салфетки, половицы
3. Библиотечка русского народного творчества
(сказки «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Царевна- Лягушка», «Елена Премудрая», «Иван-Царевич и Серый волк», «Зимовье зверей», «Мои первые аппликации- Любимые герои сказок», «Посмотри и раскрась – Зимовье зверей», «Посмотри и раскрась сказку- Маша и Медведь», «Скороговорки маленьким», «Стихи малышам- потешки»
4. Иллюстрации к русским народным сказкам, к потешкам, к скороговоркам, к загадкам
5. Альбомы для индивидуальных занятий игр с детьми «Веселые задания»
«Диагностические задания»
6. Картотеки пальчиковых игр, скороговорок, пословиц, загадок, чистоговорок. 1. Направленные на формирование звуковой культуры речи «Кто больше?», «Звук заблудился», «Обложки любимых книг», «Произноси правильно», «Что слышим», «Подумай и скажи»
2. Направленные на обогащение словаря, развитие связной речи
«Путешествие в гости к сказке», Расскажи сказку», «Загадки и отгадки», «Путешествие в Сочинялку», «Считалочка», «Из какой сказки», Кто быстрее»? «Четвертый лишний», «Найдите двух героев одной сказки», «Какие две сказки перепутал художник? «К какой сказке нарисованы эти картинки?» «Кого художник не нарисовал?», «Добрые и злые герои», «Художественное слово к сказочно- былинному жанру», «Загадки», «Составь портрет сказочного героя», «Найди недостающего героя», «Перепутанные сказки», «Шапка невидимка» (Приложение№8) Пазлы «Царевна-Лягушка», «По щучьему велению», «Три медведя», «Гуси лебеди», «У страха глаза велики».
Кубики «Сложи картинку».
«Расскажи сказку»
Разрезные картинки
«Собери сказки»
Лото «Сказки», «Подбери к пословице картинку"
Одной из эффективных форм работы с детьми по коррекции речевого развития считаю различные досуги и развлечения с использованием фольклорных героев. Это своеобразные итоговые продукты совместной деятельности с детьми, родителями. Мы проводили встречу в семейном клубе на тему «Роль народной игры в формировании личности ребенка». В рамках этой встречи был проведен праздник «День рождения Рябинки в кафе «Осеннее», в ходе которого дети и родители загадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки, народные приметы. Вместе с родителями собрали библиотеку книг русского народного творчества, оформили альбомы «Радуга Дуга», «Ладушки», театральный уголок, осуществляли проектирование «За что мы любим сказки, пословицы и поговорки». Также родителям предлагалось проиллюстрировать с детьми ту или иную пословицу (поговорку). Умение передавать художественный образ в рисунке, помогало расширить возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословицам в этом случае были более выразительными и разнообразными. В уголок для родителей помещала папки – раскладушки «Фольклор», «Широкая масленица», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», консультации «Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста». В группе было проведено родительское собрание на тему «Играем пальчиками».
Коррекционная работа включает в себя разные виды деятельности; постановку звука, автоматизацию звуков речи, различные игры и упражнения для выработки дыхания, для мелкой и общей моторики, развития связной речи, грамматического строя речи. От оптимального решения педагога, его выдумки, фантазии и творческого подхода зависит выбор речевого материала для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, увлекательной, высокоэффективной, чтобы укрепить ниточку, которую нанизывают связью поколений, чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову. Я считаю, что мы можем и должны использовать народное творчество.
Таким образом, произведения устного народного творчества развивают у детей речь, мышление, память и имеют огромное познавательное и воспитательное значение.