Ольга Черных
Использование эффективных методов и приемов по укреплению мышц ног и свода стопы в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно – двигательного аппарата ребенка.
Развитию плоскостопия у детей способствуют некоторые неблагоприятные факторы, ослабляющие в первую очередь мышцы и связки стопы. Этими факторами могут быть:
- врожденная слабость связочного аппарата;
- снижение силы после длительного пребывания в постели в результате болезни;
-вследствие перенесенных инфекций;
-при ожирении;
- при общем плохом физическом развитии;
Публикация «Использование эффективных методов и приемов по укреплению мышц ног и свода стопы в разных видах деятельности» размещена в разделах
- ношение стоптанной или «нефизиологической» обуви (с чрезмерно жесткой или мягкой подошвой, без каблука);
- перегревом стопы в теплое время года в кедах или резиновых туфлях;
- привычкой ходить, широко разводя носки или расставляя ноги.
Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформации стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.
Какая работа проводится для профилактики плоскостопия в нашем детском саду?
1. Гимнастика для стоп.
Гимнастика является основным методом профилактики плоскостопия. Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет воспринимать эти занятия. Надо непросто предоставить ему возможность упражняться, следует прививать ребенку любовь к движениям.
А чтобы такая гимнастика приносила больше радости ребенку, в упражнения вводятся элементы игры. Упражнения для стоп включаются в утреннюю гимнастику, в физкультурные занятия, физкультминутки, просыпательную гимнастику. Главное упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.
Упражнения могут проводиться сидя, стоя, выполняться при ходьбе, можно включить в упражнения с предметы; с мячом, с гимнастической палкой, с кеглями, с веревкой или скакалкой. Можно упражняться на снарядах: на гимнастической скамейке, на лестнице, на гимнастической стенке.
Упражнения могут сопровождаться стихами, например:
Шла собака через мост переступают с Четыре лапы, пятый хвост ноги на ногу не
Если мост провалиться отрывая носков от
То собака свалиться. пола. Перекатываются с носка на пятку.
2. Самомассаж стоп.
Проводится в младшей, средней группе мячом «Ежом», грецким орехом, палочками. Со старшей группы добавляется самомассаж проводимый руками, он включает в себя поглаживание стопы, постукивание, разминание кончиками пальцев, надавливание на середину стопы.
Подошвенную поверхность стопы следует массировать от пальцев к пятке. В детском саду широко используются массажные дорожки фабричного производства и сделанные руками педагогов и родителей.
3. Закаливание стоп.
Закаливание стоп позволяет не только улучшить региональное кровоснабжение, но и оздоровить организм в целом. Проводится босохождение, ходьба по мокрым дорожкам, в подготовительной группе топтание по снегу. В летний период по траве, земле.
4. Подвижные игры.
Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно – двигательный аппарат. Укрепляют мышцы ног такие подвижные игры: в младшей группе: «Кот и воробьи», «Лягушки и цапли».
В средней, старшей группе: «Кто быстрее спрячет платок», «Великаны и карлики», «Удочка», «Баба Яга».
5. Работа с родителями.
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности с родителями. Мы используем различные формы работы с семьей: родительские собрания, тематические консультации, информационные стенды (уголки) для родителей, папки – передвижки, клуб «Здоровей-ка». Все это позволяет повысить осведомленность родителей в коррекционно – профилактических вопросах воспитания детей.
Так же хочется отметить, что для более эффективной тренировки мышц и связок стоп корригирующие упражнения, игровые задания следует выполнять без обуви, и профилактика плоскостопия у детей в условиях ДОУ должна осуществляться систематически.
Представленная работа по профилактике плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточна, эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.