Папки-передвижки

Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей 5–7 лет

Наталия Лотоцкая
Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету, измерению и вычислению.

Развитие творчества имеет особую значимость именно в дошкольном возрасте. Так как он благоприятен для развития образного мышления и воображения и возможные потери в их развитии в этот период невосполнимы.

Публикация «Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей 5–7 лет» размещена в разделах

В соответствии с ФЗ-273 и ФГОС дошкольного образования обследование развития воспитанников может проходить только при письменном разрешении родителей, и мы это разрешение в прошлом учебном году получили.

Провели диагностику по методике Михайловой для выявления способностей к математическому развитию дошкольников. Получены следующие результаты:

Основная масса детей осуществляет классификацию по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать, считает, сравнивает числа, выражает в речи логические связи, но не проявляет инициативу и творчество.

Цель и задачи работы:

Способствовать развитию творческих способностей детей средствами математического занимательного материала, игр математического содержания.

Задачи:

1. Способствовать активному включению ребенка в деятельность по формированию элементарных математических представлений.

2. Побуждать детей принимать от взрослого, а за тем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.

3. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, осознанного стремления к самостоятельному, творческому решению проблемной ситуации.

На основе полученных данных мы построили свою работу по трем этапам.

На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

Условно эти игры можно разделить на:

- игры на развитие творческого мышления и творческих способностей : «Палочки Кьюзенера», «Логические блоки Дьенеша», «Лабиринты по условиям» и др.

- игры на развитие восприятия,на развитие творческих способностей : «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор», «Пазлы», «Счетные палочки» и др.

- игры на развитие общения детей при формировании элементарных математических представлений : «Раз, два, три сосчитай», «Реши задачу» и др.

-занимательные игры на развитие интереса к элементарным математическим представлениям, в которых необходим счет. Для детского экспериментирования в группе имеется мини-лаборатория, где сосредоточены жидкие и сыпучие вещества, предметы, различные по весу, размеру, материалу, различные по форме и размеру сосуды. Добавлены в среду игры на развитие творческих способностей : «Собери машину», «Дорисуй модели по алгоритму» и др.

Обеспечив насыщенность среды в группе, мы предоставили детям возможность свободно экспериментировать с занимательным математическим материалом.

Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими играми типа «Лото», «Пазлы», «Кубики». Также большой интерес вызвали развивающие задания, на которых можно писать, а потом стирать: «Найди шестое», «Продолжи ряд», «Собери бусы», «Простые лабиринты».

Наблюдения показали, что дети исследовали, испытывали материал доступными им способами : круг хорошо катится, квадраты удобно сложить стопочкой, счетные палочки – это и карандаш, и указка, и деньги, предметы можно сравнивать по длине, материал по объему. Дети получали удовольствие от манипулирования с разным материалом.

Начало второго этапа обусловлено появлением детских вопросов к педагогу: «А что можно еще сделать?», «Правильно ли получилось?», «А как играть?» Отталкиваясь от интересующих детей вопросов, обеспечивающих их естественную высокую мотивацию в усвоении способов деятельности с математическим материалом, мы использовали на занятиях и в повседневной жизни занимательный математический материал и проблемные игровые ситуации, способствующие творческому развитию дошкольников при формировании элементарных математических представлений.

Задачей второго этапа стало формирование у детей способности принимать учебные задачи и разрешать их доступными способами.

В содержании деятельности мы включаем следующие развивающие задания, направленные на развитие творческих способностей, взаимодействие детей между собой :

-Блоки Дьенеша», «Посади цветы в клумбу», «Найди свой домик» и т. п., в процессе этих игр ярко виден взаимоконтроль и самоконтроль, когда дети сами видят свои ошибки и ошибки у своих друзей, при этом думая и исправляя их, они общаются, самостоятельно решают проблему.

-Счетные палочки у детей вызывают интерес на преобразование этих фигур, убирая или добавляя.

-«Найди шестое» - это задание предполагает анализ имеющихся фигур и нахождение закономерностей и в соответствии с этим нахождение логической связи и восстановление ее в пустом квадратике. Это задание интересно и тем, что оно облекается в игровой сюжет, не просто заполнить пустой квадратик, а помочь найти недостающий цветочек, поселить соседа и т. п.

Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.

Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности. В ходе прогулок дети считали, сколько на участке берез, тополей. При помощи условных мерок дети считали объем ствола, и зрительно устанавливали высоту деревьев. После наблюдений сравнивали по величине ворону, голубя и воробья, и выясняли, что ворона самая большая из этих птиц. Такие вопросы-задачи побуждали ребенка думать, размышлять, наблюдать. Ставили перед детьми проблемные вопросы: «Как узнать, какое дерево толще, тоньше?» Антон и Женя отмечали, что на участке у нас тополь самое толстое дерево, так как один ребенок обхватить его не может, для этого необходимо встать вдвоем. Причем Антон предложил измерить дерево при помощи условной мерки – пояса у него получилось 4 мерки, а Женя предложила измерить ленточкой меньшей длины, чем пояс. У неё получилось 7 мерок. Дети пришли к выводу, что чем длиннее мерка, тем меньшее число ее потребуется. В ходе наблюдений выяснили, что дети иногда рисуют на асфальте или песке задания типа: «Соедини по порядку» или «Найди шестое».

Даже сборы на прогулку использовали для закрепления математических ориентировок : какой формы платок, а косынка у Ани, сколько у тебя пуговиц на пальто, а петелек («Чье пальто быстрее застегнется?», встанем парами (А пара это сколько).

В повседневной жизни, в игре специально создавались проблемные ситуации на развитие умения выделять разные варианты и ход решения творческой задачи, ситуации, проблемы. Например: в игре дети попросили у педагога воды, мы им дали одинаковое количество воды по стакану, а девочки подошли с разными сосудами, у одной была высокая узкая пробирка, а у другой широкая колба. Маша, у которой была широкая колба сказала: «У нее воды меньше». А Даша говорит: «Одинаково». А Тимур вмешался в спор и сказал, что у вас одинаково. Открылась экспериментальная деятельность, девочки столовыми ложками стали сливать воду из сосудов, и у них получилось одинаковое количество ложек (16, а Антон подошел и сказал, что можно воду вылить в одинаковые сосуды, например, Маше перелить из широкой колбы в высокую пробирку или наоборот.

Обогащение элементарных математических представлений осуществлялось и через сюжетно-дидактические игры с математическим и экономическим содержанием, такие как «Магазин», «Детский сад», через использование разнообразного игрового материала (муляжей и карточек, изображающего продукты, предметы, деньги, цифры). Дети познавали экономические закономерности, особенности купли-продажи, стоимости товара. Включение в игру взрослого как равноправного партнера способствовало созданию условий для развития навыков общения детей друг с другом. В игре «Магазин игрушек» давали детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи. Чтобы купить игрушку, ребенку нужно назвать материал, из которого она сделана, определить цену-цифру, найти у себя аналогичную. Дети видят товар, стоимость товара, Аня, являясь продавцом в игре, отгадывает, что хочет купить покупатель, покупатели Саша, Антон с увлечением отсчитывают деньги, при затруднениях Юля, Тимур обращаются за помощью к другим детям. В данных играх моделировались сказочные ситуации: например, «Кто купит больше?» Крокодил Гена и Чебурашка хотят сделать покупки в магазине, у Гены – 5 рублей, у Чебурашки – один. Кто купит больше товаров, почему?» Женя сразу догадалась, что Гена купит больше, потому что пять больше, чем один. Саша: рубль маленький, а пять – большая монета. Для развития сообразительности, быстроты реакции, интереса использовали словесные игры : «Назови соседей», (предшествующее и последующее число, «Наоборот» (части суток, величина, загадки, считалки, пословицы с математическим содержанием о временах годах, днях недели, частях суток, цифрах и др. Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости.

Развитию творческих способностей детей, осознанности в усвоении математических представлений способствует построение образовательного процесса с использованием на занятиях по математическому развитию игровых развивающих заданий,проблемных ситуаций.

Игровые приемы способствуют :

-повышению интереса детей

-развитию творческой активности,

-развитию творческих способностей

-развитию навыков сотрудничества

-воспитанию сочувствия, сопереживания

Публикации по теме:

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Современный педагог живет в условиях информационной цивилизации, поэтому информационно-компьютерные технологии активно входят в систему.

Повышение качества педагогического процесса на основе внедрения информационных технологий Переход на новую стадию информационной деятельности связан с рядом преобразований Как ИКТ применяются в профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей 5–7 лет
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 17:34
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование занимательного математического материала в развитии творческих способностей детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Лотоцкая (УИ 237805) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД