Елена Саламанова
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
…С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять - значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно - высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно.
/В. Вересаев/
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями в нашем детском саду является одной из значимых и приоритетных.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся
на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий, а так же мотивации активного отношения к своему здоровью.
Необходимо отметить, что наше ДОУ реализует программу «Здоровейка».
Цель программы:
Формирование у дошкольников старшего возраста основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий
Программа предполагает решение следующих задач:
1. Формирование представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках,
содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
2. Формирование устойчивой мотивации старших дошкольников к здоровому образу
жизни.
3. Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены и
самоконтроля за их выполнением.
4. Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников
предпосылок к здоровому образу жизни, организации оздоровительной и
профилактической работы с детьми.
5. Повышение компетентности педагогов по проблеме внедрения и использования в
процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий.
6. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и
устойчивости к различным заболеваниям путем овладения навыка диафрагмально-
релаксационного типа дыхания.
Содержание программы
Программа «Здоровейка» состоит из модулей:
«Работа с детьми старшего дошкольного возраста»
«Работа с родителями»
«Работа с педагогами»
Мы остановимся с вами на модуле «Работа с детьми»
Первый блок составляет комплекс занятий по разделу «Здоровый образ жизни» В качестве их ведущего компонента выступает система знаний о человеке и его здоровье, практические умения и навыки Здорового образа жизни.
Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников. Нами используются такие здоровьесберегающие технологии :
• Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А. А. Уманская, М. Ю. Картушина
• Пальчиковые гимнастики. С. Е. Большакова, А. Бейлина, О. И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
• М. И. Чистякова «Психогимнастика»
• В. Ф. Базарный «Гимнастика для глаз»
• А. А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
• Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова
Хочется остановиться более подробно на технологии «БОС-Здоровье», которая оказывает общеукрепляющее и оздоровительное воздействия на организм ребенка:
улучшение кровообращения;
повышение работоспособности;
улучшение обмена веществ;
улучшение внешнего вида;
улучшение жизни бронхов;
укрепление здоровья и улучшение голоса
Второй блок при работе с детьми составляют практические занятия обучения детей навыкам диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Для большего понимания содержания работы по данной технологии предлагаем ВАМ познакомится с одним из занятий, которое может провести каждый педагог без подключения к аппарату «БОС-Здоровье».
Займите удобное, комфортное положение (лежа, сидя).
В положении сидя, плечи расслаблены и опущены, руки лежат на коленях.
Сделайте неглубокий медленный вдох через нос с закрытым ртом и постарайтесь при этом надуть живот.
Затем сделайте плавный, медленный выдох через рот, губы должны быть полусомкнуты (сложены трубочкой).
Втяните при выдохе живот, поджимая нижние доли легких для максимального освобождения от отработанного воздуха.
Следите за тем, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании.
Для контроля одну руку можно положить на грудь, а другую на живот. Должна двигаться только одна рука, находящаяся на животе. Грудная клетка находится в покое.
Старайтесь, чтобы выдох был, по крайней мере, в два раза дольше вдоха. Например, вдох на «раз-два», а выдох на «раз-два-три-четыре».
Ни в коем случае выдыхайте через силу, постарайтесь полностью расслабиться, никаких неприятных ощущений быть не должно.
Воздух свободно покидает легкие. Вы лишь создаете небольшое сопротивление полусомкнутыми губами.
При правильном выполнении частота дыхания должна составлять 6-12 дыхательных движений в 1 мин. Диафрагмальное дыхание станет для вас обычным типом дыхания при условии постоянных тренировок.
Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.
Реализуемая нами система работы привела к устойчивым положительным результатам: снижению общей и простудной заболеваемости (в динамике, составлению стабильности физической и умственной работоспособности детей, сосредоточенности, уравновешенности, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.
Следовательно, занятия направленные на формирование у детей знаний о здоровом образе жизни в совокупности с занятиями "БОС-Здоровье" не только целесообразны, но и необходимы. Реализация данной программы позволяет определить механизмы укрепления здоровья человека, средства обучения индивидуальному способу оздоровления, позволяющим тем самым полноценно готовить к жизни здоровое поколение.
" Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье -
это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В. А. Сухомлинский