Приложение МААМ

Использования пальчиковых игр в развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Кристина Метелева
Использования пальчиковых игр в развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

О необходимости развития моторики пальцев рук у детей написано много. Учеными доказано, что развитие моторики рук тесно связано с развитием речи и мышления. Обычно ребенок, обладающий развитой моторикой имеет развитую связную речь и память.

Публикация «Использования пальчиковых игр в развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Родители, которые уделяют внимание упражнениям и играм на развитие моторики, решают сразу две задачи: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят его к овладению навыком письма.

Пальчиковыми играми можно не только развивать моторику, но и успокаивать ребенка. Во всех этих играх сначала дается задание «Кто быстрее всех добежит до края стола?», а затем «Кто медленнее всех, но ни разу не остановившись, дойдет до края стола?». Именно в таком виде игра становится игрой для гиперактивных детей, поскольку будет развивать умение сдерживаться.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Упражнения сопровождаются чтением стихов, например:

Этот пальчик.

Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинца.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Часто пальчиковые игры используются в виде народных игр.

Ласточка, перепелочка (русская игра)

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу ребенка от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: «Перепелочка». Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: «Поймал, поймал!» После того как «перепелка» «была поймана» или «улетела» игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит «перепелку» - палец взрослого.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения ребенком пальчиковых игр :

• Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

• Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

• При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребенка.

• Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

• Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Ещё известный русский физиолог Сеченов назвал движения и сопровождающее его мышечное чувство первичной школой движения. Чем проработаннее у ребёнка движения, тем развитее у него мышление. В двигательной зоне коры головного мозга большая часть приходится на кисть руки и, особенно, на большой палец. Это говорит о том, насколько велика роль движения пальцев в развитии мозга, и как необходимы для правильного развития ребёнка упражнения для кистей и пальцев рук.

Литература

1. Детская психология: Учеб. пособие / Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, А. Н. Белоусов и др. – Минск: Университетское, 1988. – 399 с.

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – СПб. : ИД «МИМ», 1998. – 192 с.

3. Методика психомоторной практики / Под ред. Н. Я. Большуновой, сост. Е. И. Карандашева. – Бердск: МОУ-ЦО «Пеликан», 1998. – 26 с.

4. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет / Е. Плутаева, П. Лосев // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. – С. 28-35.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – СПб. 6Лань, 2002. – 32 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко»Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко» Дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук «Солнышко». Не секрет, что развитие мелкой моторики играет очень важную роль для общего.

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использования пальчиковых игр в развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 17:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использования пальчиковых игр в развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Метелева (УИ 267192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД