Наталья Косорезова
История образования в России и мире
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И МИРЕ»
Косорезова Н. В. В. воспитатель
Статья посвящена истории образования в России и мире. Мы говорим о роли великих педагогов в развитии образования, о том вкладе, который они внесли в развитие педагогики. В частности, особое внимание хочется уделить книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг в развитие образования.
Сильным, опытным становиться педагог,
который умеет анализировать свой труд.
Публикация «История образования в России и мире» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский.
Педагог! Учитель! Он встречает детей впервые на пороге детского сада, школы и провожает в самостоятельную жизнь. Каждый из нас, оглядываясь в прошлое – в своё детство, найдёт в самых глубинах памяти светлые чувства и мысли, обращённые к воспитателю, учителю, вспомнит тот час, когда впервые с открытой душой и сердцем слушал педагога.
Но педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающего поколения. Образование – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Ещё в Древней Греции задумывались об образовании детей, появился термин педагогика, в переводе на русский детовождение. Педагогом тогда называли наставника, человека, воспитывающего и обучающего детей.
Образование развивалось и в эпоху Возрождения. Неоценимое значение в развитие образования внесли французские просветители Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, швейцарский педагог И. Г. Песталоцци многие другие.
Большое влияние на развитие и становление отечественного образования оказали труды Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко В. А. Сухомлинского. В частности, особое внимание хочется уделить трудам В. А. Сухомлинского.
Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Три письма о любви». В. А. Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах.
Педагог – практик Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Исходя из подобных установок, в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности» Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как он писал «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино. В. А. Сухомлинским был разработан и успешно реализован новый исследовательский метод в педагогике - эксперимент, характеризующийся единством трех компонентов: целостности, коллективного творчества и длительности. Именно благодаря применению этого метода в исследовании проблем воспитания всесторонне развитой личности и были достигнуты результаты, которые ознаменовали значительный вклад в развитие теории педагогики.
Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе.
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: "Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей примером»
В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.
Таким образом, мы считаем, что идеи великого педагога созвучны с образование в нынешнее время и применимы и в современном обществе. Ведь современный ФГОС ДОО призывает нас к построению образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, к уважению личности ребенка, к обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
«Литература»
1. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» «Рождение гражданина», «Три письма о любви».
2. ФГОС ДОО
3. Ю. К. Бабанский, В. А. Сластёнин., 2000, Педагогика, Издательство «Просвещение», 478 с.