Дина Зорук
Конспект урока для учащихся начальной школы «История первой новогодней елки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство учащихся с историей появления первой рождественской елки.
Задачи:
- знакомство учащихся с «Преданием о первой рождественской елке»;
- формирование уважительного отношения к православным традициям, отечественной культуре;
- обогащение словаря школьников новыми словами;
- развитие мышления детей;
- тренировка техники чтения учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход занятия
1. Оргмомент
Публикация «Конспект урока для учащихся начальной школы „История первой новогодней елки“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- История. Уроки истории
- Начальная школа. 1-4 классы
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
2. Воспитатель выразительно читает стихотворение про новогоднюю елку :
Гнутся ветви мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой.
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
- Ребята, скажите, а какой ваш самый любимый праздник? (Новый год)
- А что является символом Нового года? (елка)
- Вы любите наряжать елку? (ответ ученика)
- А почему же именно елку мы украшаем каждый год на Рождество и Новый год?
3. Чтобы ответить на это вопрос, давайте послушаем «Предание о первой Рождественской елке». Воспитатель читает вслух. Текст «Предания» сопровождается показом слайдов.
«Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:
_ Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее – ведь в ней спит сам Христос!
И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз; белых как снег лилий, нежных мимоз и желтых лотосов. И все эти цветы принес в пещеру.
Другой Ангел полетел на север. Там как раз в это время была зима. Поля и лесы устланы снегом. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:
- Ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.
И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда все вокруг было украшено цветами.
Маленькая елочка опечалилась, глядя на прекрасные цветы. Она была простенькая и, как ей казалось, некрасивая. И она горько заплакала.
Когда Дева Мария, увидела это, ей стало жаль елочку. Ведь все должны радоваться в такой прекрасный день. Дева Мария сделала знак рукой и произошло чудо: с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. За ней сошли и другие, и елка стала вся в звездах. Как ярко и светло вдруг стало в пещере. Даже маленький Христос проснулся и заулыбался.
С тех пор люди каждый год украшают на Рождество елку в память о первой елке, которая была украшена звездами с неба».
- Ребята, понравился ли вам прочитанный мною рассказ? (ответ учеников)
Перед вами лежат тексты с «Преданием». Давайте вместе, пользуясь текстом, ответим на следующие вопросы:
- Кто родился на Рождество?
- Где родился маленький Христос?
- Куда полетели Ангелы, и что они принесли в пещеру? Подтвердите свой ответ словами из текста.
- Что произошло с елочкой в пещере? Прочитайте.
4. Ребята в этом рассказе мы встретили несколько незнакомых слов. Давайте посмотрим на доску. На доске написаны новые слова: спеленавши, убога.
Давайте прочитаем эти слова вслух.
(Ребята со своих мест по просьбе воспитателя зачитывают вслух слова, находящиеся на доске).
Что же они обозначают :
- спеленавши – завернуть, запеленать
- убога – нищая, скудная, бедная.
5. А теперь давайте отгадывать новогодние загадки :
Бородатый и седой,
Но в душе он молодой.
Всем подарки принесет
Этот дед на Новый год. (Дед Мороз)
Вся из снега, изо льда,
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год. (Снегурочка)
Вся она в фонариках,
Разноцветных шариках,
В шишках, веточках стоит,
У нее нарядный вид. (Елка)
Это вовсе не поломка,
То она стреляет громко.
Вот так выстрел, как из пушки!
Ничего себе игрушка! (Хлопушка)
Мне у елки на верхушке
Никогда не страшно.
Я сверкаю на макушке,
Как на Спасской башне. (Звезда)
Без пожара отмечайте
Новогодние деньки.
Осторожно зажигайте
Эти чудо-огоньки. (Бенгальские огни)
В эти дни стоит мороз
В роще, сквере, на катке.
Нам веселый Дед Мороз
Что-то долго вез в мешке. (Подарки)
Наступает Новый год,
Он подарки принесет.
За окошком минус тридцать,
Дома - хвойная царица. (Ель)
Он по елочке-царице
Вниз бежит на нитке,
Металлически струится,
Хоть совсем не жидкий. (Дождик)
Это - цитрусовый фрукт,
Новогодний очень.
Всех друзей и всех подруг
Он поздравить хочет.
Он оранжевый и яркий
И лежит в твоем подарке. (Мандарин)
Хоть в бору она растет,
В дом приходит в стужу.
Рядом с ней мы в Новый год
Хоровод закружим.
В зимний день она в игрушках,
Вся в гирляндах и хлопушках. (Елка)
Мы его учили долго,
Чтобы прочитать.
Скоро Новый год и Елка,
Нужно выступать.
В нем все строчки складные,
Ровные и ладные. (Стихотворение)
6. Итак, ребята, понравилось ли вам наше занятие?
Давайте вспомним еще раз, о чем же мы с вами говорили на сегодняшнем занятии (ответ ученика).
Вы хорошо поработали на занятии. Большое вам спасибо!