Лучший педагог года

История развития образования на Белгородчине

Инна Владимировна Попова
История развития образования на Белгородчине

Важнейшим показателем уровня культурного развитие общества является грамотность населения. Хотя Белгородчина и расположена в центральном регионе страны, но в деле просвещения долгое время оставалась окраиной, к тому же удалённой от губернских центров. Сказывалось и отсутствие на её территории крупных городов, как очагов просвещения. Правительственная политика в области просвещения носила сословный характер. Каждое сословие делилось на группы. Дворянство, например, на потомственное и личное, купцы на 3 гильдии. Среди дворян преобладало домашнее образование, после которого их определяли в гимназии, военные учебные заведения а также в лицей и даже в университеты. Некоторые богатые помещики обучали наиболее способных детей своих крепостных и даже посылали за границу, чтобы иметь своих артистов, художников, композиторов для крепостных театров, а также агрономов и других специалистов для управления имениями. Остальные сословия обучали своих детей в школьных учебных заведениях.

Публикация «История развития образования на Белгородчине» размещена в разделах

Первое учебное заведение в нашем крае упоминается ещё в 1716 году и относится к разряду «цыфирных школ», созданных Петром Великим. В то время Белгород находился на переднем крае преобразований молодой Российской империи, и для строительства нового государства требовались грамотные специалисты. Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.

Век девятнадцатый принёс новые веяния, и наряду с духовными начали создаваться светские учебные заведения. В 1-ой половине XIX в. в культурном развитии Белгородчины, как и всей России, произошли глубокие изменения. Прогрессивные изменения - результат эволюции экономики и общественно политических отношений. Общественная мысль и общественное движение воздействовали на политику правительства, побуждали его действовать в соответствии с объективными законами развития общества, его экономики и культуры. Экономика и культура Белгородчины продвинулись немного вперед по сравнению с дореформенными временами. Главными факторами, сдерживающими развитие Белгородчины, как и всей России являлось малоземелье крестьян, общинно надельная система землевладения и землепользования, самодержавная форма правления, сдерживающая и охраняющая эту систему.

Государственные или министерские школы открывали преимущественно в уездных городах - уездные и церковно-приходские училища с небольшим числом детей. Валуйское училище открыто в 1816 г. Бирюченское - в 1820 г. ; в 1857 г. в них обучалось 51 и 39 учеников. Грамотность населения оставалась низкой, особенно среди крепостного крестьянства.

Развитие школьного образования отставало от растущих потребностей населения. Школы не могли принять всех желающих учиться.

С 1-ой половины XIX века в слободе Шебекинской хозяйничают помещики Ребиндеры, обрусевшие иноземцы. Они захватили лучшие земельные участки, увеличив владения с 4600 до 8800 десятин. В это время стала создаваться сеть специальных учебных заведений по профессиональной подготовке детей и подростков на Белгородчине. Низшие сельхозшколы стали открывать владельцы экономий - А. В. Ребиндер в Шебекино, В. Г. Петин в Новооскольском уезде; М. А. Перроте в Корочанском и др. В таких школах обучали детей с 13 - 14 летнего возраста, преимущественно из крестьянских семей. Школьники сочетали обучение с производственным трудом на полях и предприятиях. Они овладевали навыками земледелия, животноводства, садоводства, а также специальностями машиниста, слесаря и др. Специализация по профессиям была и в самих учебных заведениях, но были и школы определенного профиля, садоводческие например. Во время проведения полевых работ учащиеся этих заведений трудились на полях, за что получали плату. Летом рабочий день для них начинался обычно с 6 часов и продолжался до 16 - 18 ч. С двух часовым перерывом на обед. Фактически, продолжительность рабочего дня была 8 - 10 часов. Обучение специальности продолжалось 3 года. Во время полевых работ учащиеся 1-ого года получали 5 - 7 копеек в день, на последнем году обучения - 20 - 25 копеек, на хозяйском питании. Но была и более высокая плата. 60 учеников Марьинской школы в имении Ребиндеров получали за рабочий день 32 копейки, а зимой (работали до полудня) по 16 копеек. В зимнее время ученики изучали теоретические основы своей специальности и общеобразовательные предметы, трудились в мастерских. Среднемесячная зарплата составляла 6 руб., - обычная для постоянного неквалифицированного рабочего в этом имении на хоз. питании. По окончании школы около половины выпускников Ребиндеры оставляли в своём имении, устанавливая им довольно высокую плату - не менее 15 рублей в месяц. Остальных выпускников направляли в другие имения, получая за них плату, которая расходы на обучение с прибылью.

Наиболее значимым событием второй половины XIX столетия стало открытие в 1876 году в Белгороде учительского института, девятого учреждения такого рода в России. В Белгороде с 1871 года имелась учительская семинария, осуществлявшая подготовку учителей для начальных училищ, и открытие нового профессионального педагогического института говорит о возросшей потребности в квалифицированных учительских кадрах. В городах Белгородчины действовали мужские и женские гимназии, уездные, городские, начальные, реальные, духовные, приходские, епархиальные училища. Имелись и частные учебные заведения: женские гимназии Федченко-Якубович и Коротковой, профессиональная ремесленная школа Щербаненко, ремесленная школа Мироновой, подготовительное училище Пономаревой, другие.

Важную роль в образовании на Белгородчине играли земские школы, значительное количество которых возникло в последней трети XIX века. Однако и это не дало возможности всем желающим получить даже начальное образование. Свой вклад в просвещение народа вносили существовавшие при храмах церковно-приходские школы. В 1914/1915 учебном году на территории современной Белгородской области имелось 1486 школ, из них 1462 начальные, 10 семилетних и 14 средних. В городах насчитывалось 99 школ, в селах — 1387. В них обучалось 107 тысяч учащихся и работало 2815 учителей.

С приходом Советской власти главной задачей органов образования стала ликвидация неграмотности населения. 1 октября 1920 года создана губернская чрезвычайная комиссия, а на местах — уездные комиссии по ликвидации неграмотности. В Курской губернии, в которую входил в первой половине XX века Белгородский край, ликбезом занимались два педагогических института и четыре техникума. В Короче и Старом Осколе работали кратковременные педагогические курсы. В итоге, в 1930-е годы был осуществлен переход ко всеобщему начальному образованию.

Небывалые трудности выпали на долю народного образования в годы Великой Отечественной войны. Многие учителя ушли на фронт. На их место пришли выпускники школ, имевшие среднее или неполное среднее образование. И даже в этих тяжелейших условиях образование выжило. На освобожденных от фашистской оккупации территориях дети снова садились за парты и продолжали учебу. Демобилизованные после войны учителя возвращались в школы. Все это дало возможность в послевоенные годы продолжить работу по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию.

Новый этап в развитии образования начался в 1954 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Белгородская область. В 1954 году в области насчитывалось 1614 школ, 1022 из которых были начальными и только 102 — средними, остальные — семи- и восьмилетними. Имелись также учительский институт, строительный и индустриальный техникумы, три сельскохозяйственных техникума, три педагогических, три медицинских и девять профессионально-технических училищ.

Нелегкие годы становления образования в Белгородской области ознаменовались интенсивным строительством новых школ. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют такие цифры. Если до 1954 года в городе Белгороде было всего 9 школ на 3 тысячи мест, то к концу 1950-х годов уже насчитывалось 18 на 10 тысяч школьников, а еще через десять лет в Белгороде действовало 29 школ, в которых обучалось свыше 21 тысячи учащихся и работало около 1200 учителей. Сложнее складывалась обстановка в сельской местности. В 1950-х и даже в первой половине 1960-х годов в деревнях и селах большое количество школ размещалось в неприспособленных зданиях дореволюционной постройки. Часто школами служили крестьянские хаты с земляными полами, камышитовыми крышами и печным отоплением. Вот тогда-то и родилась у руководства области идея инициативного строительства школ. Новшество заключалось в том, что начиналось строительство школ за счет колхозов, а тем колхозам, которые были не в состоянии завершить строительство, выделялись бюджетные средства. Благодаря новому методу совместного строительства во многих населенных пунктах выросли прекрасные, просторные и светлые школы-новостройки. За 1954-1959 годы методом инициативного строительства в колхозах было построено 257 школ и школьных мастерских, 275 детских садов и яслей. В первой половине 1960-х годов были сданы в эксплуатацию ещё 51 средняя школа, в том числе 34 сельские. Школы области получили дополнительно новые здания на 84 тысячи ученических мест, из них 53,7 тысячи мест пришлось на сельские школы. В результате около 90 процентов школ были переведены на односменные занятия, а в Валуйском, Корочанском и Ровеньском районах эта проблема была решена полостью.

В Белгороде создаются областные структуры образования. В 1955 году начальником областного отдела народного образования был назначен опытный педагог Василий Матвеевич Гайдуков (1919-1975). Ровно два десятилетия, до последнего дня своей жизни возглавлял он белгородское учительство. За заслуги перед Родиной Василий Матвеевич был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

Уже в первый год существования области гостеприимно раскрыл двери Белгородский областной институт усовершенствования учителей. Сотрудники института внедряли в практику новейшие достижения педагогической науки, разрабатывали для школ методические рекомендации по улучшению качества учебно-воспитательной работы.

В 1957 году из Старого Оскола в областной центр был возвращён педагогический институт, эвакуированный в годы войны. Он разместился в здании бывшей мужской гимназии по улице Коммунистической, ныне Преображенской. Сегодня этот памятник архитектуры отреставрирован и в нём находится социально-теологический факультет Белгородского государственного университета. В ту пору в институте было всего два факультета: филологический и физико-математический. Филологический факультет готовил учителей русского языка и литературы, а также иностранных языков. На обоих факультетах обучалось 960 студентов. В связи с объявленной программой политехнического образования будущие учителя физико-математического факультета проходили практику не только в лабораториях института, но и на котельном заводе, ныне «Энергомаш». Все выпускники этого факультета за время учебы в институте овладевали профессиями водителя и тракториста, приобретали навыки столярного и слесарного дела.

Публикации по теме:

Консультация «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования» Многолетний опыт работы с детьми привёл меня к важному выводу, который много лет назад сделал великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете:.

Создание условий для развития музыкально-одарённых детей в системе дополнительного образования Доклад Андреева Н. Н. музыкальный руководитель МБДОУ №96 г. Читы «Создание условий для развития музыкально-одарённых детей всистеме дополнительного.

Актуальность дополнительного образования в ДОУ на современном этапе развития образования Актуальность дополнительного образования в МБДОУ детский сад №1 «Сказка» на современном этапе развития образования. Дополнительное образование.

Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования Слайд 1. Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования. В настоящее время.

Конспект НОД «История развития бальных танцев» Цель:Дать учащимся знания по истории развития бальных танцев, совершенствовать танцевальную выразительность, координацию движений на основе.

История возникновения и развития музыкотерапии как науки о лечебных свойствах музыки ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ КАК НАУКИ О ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ. «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный.

Особенности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на современном этапе развития образования Взаимодействие и сотрудничество коллектива ДОУ с семьями воспитанниками – одна из важнейших проблем в современном мире. Для того, чтобы.

Консультация «Проектирование сегодня — важнейший фактор развития образования» 1. Проектирование сегодня -важнейший фактор развития образования. 2. Использование данного метода предполагает хорошо продуманное, обоснованное.

Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет Актуальность данной программы. Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение.

Образовательная робототехника как актуальное направление развития дошкольного образования Тема: «Образовательная робототехника, как актуальное направление развития дошкольного образования» СЛАЙД 1 – ЗАСТАВКА - Добрый день, уважаемые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История развития образования на Белгородчине
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 10:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД