Лучший педагог года

История развития отечественной клинической психологии

Тамара Казарина
История развития отечественной клинической психологии

Современная жизнь обозначила потребность в организации масштабной и активной психологической помощи всем слоям населения. Сегодня человек живет в ситуации постоянного воздействия стрессовых ситуаций. Все это порождает резкое возрастание числа как лиц, страдающих разными недугами - психическими, невротическими, психосоматическими, - так и лиц, нуждающихся в психологической помощи в силу своей социальной, профессиональной, бытовой неустроенности и бесперспективности.

Публикация «История развития отечественной клинической психологии» размещена в разделах

Клиническая психология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение, как для психологии, так и для медицины. В центре внимания клинической психологии - человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием. Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия. На развитие клинической психологии также оказывают большое влияние неврология и нейрохирургия.

Практическая и научно-исследовательская деятельность специалиста в области клинической психологии направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление заболеваний и разного рода недугов. Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющие в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в тех, которые до сих пор не были сферами приложения деятельности клинических психологов.

Цель данного реферата: проследить этапы развития отечественной клинической психологии, определить значение школ известных российских психологов.

1. Определение понятия «клиническая психология»

Клиническая психология - обширный раздел прикладной психологии (на стыке с психиатрией, изучающий индивидуальные особенности с точки зрения связанных с ними медицинских реакций и явлений.

Сфера клинической психологии включает в себя :

-оценку психического здоровья,

- организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем;

- разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия).

Психотерапевтические методы клинической психологии :

- консультирование;

- индивидуальная психотерапия;

-семейная психотерапия;

-семейное консультирование;

- различные формы поддержки людей, испытывающих проблемы с адаптацией.

Становление клинической психологии, как одной из основных прикладных отраслей психологической науки связано с развитием, как самой психологии, так и медицины, биологии, физиологии, антропологии.

2. История развития мировой клинической психологии

Зарождение клинической психологии начинается еще с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания. Возникновение первых научных представлений о психике, выделение науки о душе, формирование эмпирических знаний о психических процессах и их нарушениях связано с развитием античной философии и достижениями античных врачей. Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н. э.) впервые в истории выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Гиппократ также придавал большое значение изучению мозга как органа психики. Им были разработаны учение о темпераменте и первая классификация человеческих типов. Александрийскими врачами Герофилом и Эразистратом был детально описан мозг; они обратили внимание на кору с ее извилинами, что отличало человека по умственным способностям от животных. Следующим этапом развития клинической психологии являлись средние века. Это был довольно длительный период, пронизанный безудержным мистицизмом и религиозным догматизмом, гонениями на естествоиспытателей и кострами инквизиции. Вначале обучение строилось на основе античной философии и естественнонаучных достижений Гиппократа, Галена, Аристотеля. Затем знание приходит в упадок, расцветает алхимия, и вплоть до XIII в. длятся «темные» годы. Психология в средние века опирается на философию Фомы Аквинского. Развитие представлений о психике на этом этапе резко замедлилось.

Зарождение научной клинической психологии можно отнести к концу XIX в., когда Вильгельм Вундт основал Институт экспериментальной психологии в Лейпциге. В этом институте наряду с другими обучались и работали те психологи, которые сегодня по праву считаются основателями клинической психологии. Так, в частности, у Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956, который ввел понятие клинической психологии. После получения ученой степени в Лейпциге он вернулся в США и работал на факультете психологии Пенсильванского университета. В 1896 г. он основал первую психологическую клинику при университете Пенсильвании. Хотя Уитмер и дал название новой науке, он практически не повлиял на дальнейшее развитие этой дисциплины. В 1917г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919г вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция. В результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус, притом, что определения самой клинической психологии еще не было.

Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926, который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Большую роль в развитии клинической психологии, особенно немецкоязычной, сыграл другой медик, а именно Зигмунд Фрейд (1856-1939, открыв сферу психотерапии для не медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств.

Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой - медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию клинической психологии. Но, кроме того, эти два имени знаменуют и два различных понимания клинической психологии, которые и по сей день нередко противостоят друг другу как в науке, так и в практике.

3. История развития отечественной клинической психологии

В России предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века (Р. Рибо, И. Тэн, Ж. -М. Шаркен, П. Жане). В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими. Развитию клинической психологии в России серьезно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационный вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский. Важную роль в развитии отечественной клинической психологии сыграл А. Ф. Лазурский - организатор собственной психологической школы. Благодаря ему естественный эксперимент был внедрен в клиническую практику, хотя разрабатывался им первоначально для педагогической психологии.

Наиболее разработанными в 60-х гг. ХХ в. были следующие разделы клинической психологии :

- патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии (Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.);

- нейропсихология, сформировавшаяся на границе психологии, неврологии и нейрохирургии (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и др.).

В настоящее время клиническая психология является одной из наиболее популярных прикладных отраслей психологии и имеет большие перспективы развития, как за рубежом, так и в России.

4. Бехтерев В. М., его вклад в развитие мировой психологии

Вклад отечественных ученых (психологов, психиатров и др.) в развитие клинической психологии, причем по линии практически всех указанных выше традиций, значителен. В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, С. С. Корсаков, Н. Н. Ланге, А. А. Токарский, Н. А. Бернштейн, И. А. Сикорский и др. привнесли психологию в психиатрические клиники и в психиатрическое образование. Во многом благодаря этому на базе психологических лабораторий вначале в психиатрических больницах, а затем и за их пределами отечественная клиническая психология продолжала развиваться и по линии других традиций — с акцентом на эксперимент развивается отечественная (в рамках московской психологической школы) патологическая психология (Б. В. Зейгарник, Б. Ф. Поляков и др., нейропсихология (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др., с акцентом на роли личности, психодиагностику и психотерапию — медицинская (клиническая) психология в рамках Ленинградской (Санкт-Петербургской) психологической школы (В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев)

Основоположником отечественной патопсихологии Б. В. Зейгарник все же называла Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927, в центре научных интересов которого стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой человека и преодоления аномалий в его поведении. По сути дела, все высказывания Бехтерева глубоко психологичны, и его по праву следует назвать одним из первых и наиболее выдающихся психологов России. Не будем забывать, что именно им была основана первая русская психологическая лаборатория. Характерно, что в «Истории современной психологии» — учебнике для американских университетов, принадлежащем перу Д. П. Шульц и С. Э. Шульц [1998], который издан в переводе на русский язык, — упоминаются имена всего двух российских ученых — И. П. Павлова и В. М. Бехтерева. К психологии В. М. Бехтерев пришел от неврологии и психиатрии, которыми занимался (после окончания Медико-хирургической академии в Петербурге и заграничной стажировки в клиниках Германии, Австрии и Франции) в Казанском университете. Здесь в 1885 г. он организовал психофизиологическую лабораторию. Это было первое в России психологическое научно-исследовательское учреждение. При организации лаборатории Бехтерев опирался, в частности, на опыт В. Вундта, у которого он прошел стажировку по экспериментальной психологии, однако собственный подход Бехтерева отличался принципиальной новизной. Для Вундта предметом психологии выступало сознание, а его материальному субстрату — мозгу — внимания не уделялось. Изучение сознания велось субъективно, методом интроспекции — изощренного самонаблюдения специально натренированных экспертов.

В. М. Бехтерев, говоря о природе психических процессов, указывал: «Было бы совершенно бесплодно еще раз обращаться в этом процессе к методу самонаблюдения. Только экспериментальным путем можно достичь, возможно, точного и обстоятельного решения вопроса». Преобладание объективных методов исследования в психологии уже тогда, на ранних этапах творчества Бехтерева, качественно отличало его позицию от вундтовской. воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с 1904, затем как психорефлексологию (с 1910) и как рефлексологию (с 1917).Он уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии, призванной заменить психологию. Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса.

Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя -- Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева -- Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В 1892 Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева», «Анкилозирующий спондилит»). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы Бехтерев исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме. Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребенка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ (учения Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и др.).

В. М. Бехтерев способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в возглавляемом им Институте по изучению мозга и психической деятельности. Кроме того, Бехтерев разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

5. Лазурский А. Ф., его вклад в развитие мировой психологии

А. Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А. Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге. В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых». Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом. Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г.

А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.

Лазурский Александр Федорович разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер : врожденных особенностей, к которым относилтемперамент и характер („эндопсихика“, и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру („экзопсихика“). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности. Был сотрудником В. М. Бехтерева, профессором Педагогической академии и Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Разработал учение о личности и типах характера («характерологию») на основе выделения двух психических сфер : врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика», и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В своей классификации опирался на известные к его времени данные о деятельности нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

6. В. Н. Мясищев, его вклад в развитие мировой психологии

Интерес студента-медика В. Н. Мясищева к психологии был несомненным. Уже в 1914 г. появилась его первая научная работа "Научно-характерологический анализ литературных типов", выполненная под руководством А. Ф. Лазурского и опубликованная в издававшемся тогда журнале "Вестник психологии". В. Н. Мясищев оставался верен изучению индивидуальной типологии личности или характерологии, и в этом огромная заслуга А. Ф. Лазурского, который еще до создания медицинского факультета и лаборатории стал читать впервые разработанный им доцентский курс "медицинской психологии" в Женском медицинском институте (ныне, как известно, это Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова). Заслуга В. Н. Мясищева прежде всего в том, что посредством концепции "отношений" он во многом способствовал сохранению в научной психологии категории личности. Раскрывая смысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественных психологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологически нагруженными психологическими текстами, когда приоритет при рассмотрении социальной природы человека отдавался коллективу, а не личности. В. Н. Мясищев развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как активного субъекта отношений, деятельности и познания. Такое понимание личности, как показало время, является основополагающим и плодотворным при изучении и разрешении психологических проблем больного человека;

В. Н. Мясищев не только говорил о центральном месте понятия личности в медицине, но и развивал теоретическую и методологическую основу и экспериментальный контекст для ее изучения, в частности, при анализе нарушений психического здоровья (неврозов как модели исследования) и психотерапии как метода коррекции нарушенной системы отношений личности. Создание патогенетической теории неврозов и психотерапии, теоретической базой которой является теория отношений личности, является еще одной заслугой В. Н. Мясищева.

Многолетний опыт, накопленный В. Н. Мясищевым при исследовании и лечении больных неврозами, позволил ему сформулировать этиопатогенетическую концепцию неврозов и на этой основе развить свою психотерапевтическую систему. Невроз согласно этой концепции понимался как болезнь личности, как противоречия в системе особо значимых психологических отношений. Проблема требовала разработки таких понятий, как психогении, конфликты и др., а также способы и методы психологической диагностики личности. Психогенетическое понимание невроза предполагало в качестве его причины не столько психотравму (отдельное событие, сколько историю формирования его системы отношений и ее нарушений.

В. Н. Мясищев уже во 2-й половине 50-х годов, в период так называемой оттепели, одним из первых не только по достоинству оценил, но и открыто поддержал в печати и в выступлениях преимущества тестовых методов исследования личности. В институте им. В. М. Бехтерева, Ленинградском университете, а затем и в других учреждениях страны во многом благодаря В. Н. Мясищеву появились известные тестовые методики (ТАТ, тесты Векслера, Роршаха и др., начались работы по их адаптации. В. Н. Мясищев считал нужным подчеркнуть необходимость комбинирования стандартизованных и нестандартизованных методов исследования личности, сочетания экспериментального и клинико-психологического подходов. В целом можно констатировать, что психологические тесты вернулись в нашей стране в научные исследования и практическую работу клинических психологов во многом благодаря деятельности лаборатории медицинской (клинической) психологии института им. В. М. Бехтерева, которую В. Н. Мясищев создал и бережно опекал в последние 10 лет своей жизни.

Заключение

Таким образом, даже краткий анализ деятельности В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и В. Н. Мясищева, их школы показывает плодотворное влияние, которое они оказал на развитие отечественной и мировой медицинской (клинической) психологии и психотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будет сказываться в будущем. И настоящее, и будущее содержат такие стороны развития клинической психологии, которых не знало прошлое. И настоящее, и будущее будут испытывать "теорию отношений", концепцию этиопатогенеза неврозов и систему патогенетической психотерапии в конкурентных взаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии. Сегодня "экологическая ниша" отечественных персонологических теорий, конечно, утратила ту изолированность от внешних теорий-"пришельцев", которая обеспечивалась покровом идеологических "занавесов". Произошла и происходит в настоящее время интеграция множества теорий, но далеко не все из них имеют такой же мощный теоретический и практический потенциал, доказанный временем, как теория отношений личности.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968.

2. Гиндикин В. Я., Семке В. Я. Соматика и психика. -- М., 1998.

3. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология--- Л. : Медицина, 1982.

4. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. - М. : МЕДпресс, 1998. - 592 с.

5. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.

6. Психиатрия. Психосоматика. Психотерапия / под ред. К. П. Кискера и др. М. : Медицина, 1999. - 420 с.

7. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб, 2000. - 752 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 712 с.

9. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. - СПБ, Изд-во: Институт Психотерапии, 2004.

10. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. - Л. : ЛГУ, 1986.

11. Сидоров П. И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию. - М. : Деловая книга, 2000.- Т. 1 - 412 с.

12. Соложенкин В. В. Психологические основы врачебной деятельности. - М. : Планета детей, 1997. - 264 с.

13. Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. - СПб. : Евразия, 1998. - 528 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Неделя психологии»Фотоотчёт «Неделя психологии» В конце ноября в нашем дошкольном учреждении прошла «Неделя психологии». Была проведена большая подготовительная работа: оформлены стенды,.

История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти»История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти» Книга памяти хранит Память павших, но поверьте - Холоднее, чем гранит, В этой книге даты смерти. Восемнадцать, двадцать лет. Жизнь лишь.

Консультация для родителей «Салюты Великой Отечественной войны» — историяКонсультация для родителей «Салюты Великой Отечественной войны» — история Традиция отмечать крупные победы Советской армии артиллерийскими салютами появилась в 1943 г. По свидетельству современников, автором.

Лэпбук «История развития спорта»Лэпбук «История развития спорта» Лепбук «История развития спорта» Автор – Дворянцева Елена Александровна, воспитатель по физической культуре МБДОУ г. Кургана «Центр развития.

Неделя психологии «Солнечная сказка»Неделя психологии «Солнечная сказка» Неделя психологии «Солнечная сказка»Неделя психологии - это уникальная возможность представит работу дошкольного психолога как нечто целостное,.

Неделя психологии в ДОУНеделя психологии в ДОУ «Неделя психологии» в МБДОУ «Золотой ключик» с. ПокровскоеС 19 по 23 ноября в нашем детском саду прошел интересный и увлекательный марафон.

Сценарий кукольного спектакля «Огородная история» по мотивам русских народных сказок Действующие лица: кошка Мурка, внучка Маша, дед, баба, ворона, ежик, мышка. Декорации. На сцене ширма с домиком, огород с овощами: репкой,.

Отчет о проведении Недели психологииОтчет о проведении Недели психологии Идея проведения недели психологии не случайна. Известно, что своеобразная эйфория, которая сопровождает детей и педагогов в течение первых.

Сказочная история для средней школы «Чудо. Предновогодняя история»Сказочная история для средней школы «Чудо. Предновогодняя история» Чудо в городе гуляло И хозяина искало… По городу шло Чудо. От него невозможно было отвести глаз: суконный сарафан переливался всеми цветами.

Стенгазеты Недели психологии в ДОУСтенгазеты Недели психологии в ДОУ Одной из основных задач педагога - психолога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания. Общеизвестным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История развития отечественной клинической психологии
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 21:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД