Получи документы

История возникновения терпимости в русском народе.

Анжелика Шабалина
История возникновения терпимости в русском народе.

История возникновения терпимости в русском народе

как средство формирования у старших дошкольников

терпимого отношения к окружающим людям

Шабалина А. А.

воспитатель

I квалификационной

категории

МБДОУ №67

Северодвинск

2013

Проблема терпимости актуальна для России в силу ее многонационального состава, в связи с распадом СССР, снижением согласия и терпимости в обществе. В настоящее время проблема формирования терпимости стоит особенно остро. Это объясняется возникновением сложных и негативных процессов, характерных для современного общества, которые могут быть обозначены одним словом – нетерпимость. Нетерпимость национальная, нетерпимость религиозная, нетерпимость личностная.

Публикация «История возникновения терпимости в русском народе,» размещена в разделах

К сожалению, из нашего обихода ушли постепенно такие понятия, как «смирение», «незлобие», «милосердие».

А ведь русский народ всегда отличался терпимостью и уважением к другим культурам и национальным традициям, был терпимым по отношению к иному образу жизни, привычкам, иной вере. Так было испокон веков на Руси. Русский человек судил о других никак не по цвету кожи, разрезу глаз, объему черепа, а судил на основании чувств, на основании сердца, меры «зла» и «добра», на основании справедливости. И зачастую был и остается наиболее терпимым народом на планете Земля.

Неслучайно, все отечественные историки единодушно называют специфическими чертами русского национального характера: душевность, радушие, отзывчивость, милосердие, сострадание, терпимость.

Сложившаяся обстановка в современном обществе, пронизанная насилием, не может способствовать становлению нравственной личности. Поэтому важно сформировать у подрастающего поколения позицию ненасилия, которая характеризуется терпимостью к окружающим, умением позитивно взаимодействовать, находить выходы из конфликтных ситуаций. Начинать эту работу необходимо в дошкольном детстве.

Необходимость формирования терпимого отношения к окружающим у старших дошкольников обусловлена их возрастными и индивидуальными особенностями. С одной стороны им присущи активность, любознательность, инициативность. С другой стороны слабо развитая произвольность, эмоциональность, импульсивность, что приводит к нежелательным поступкам по отношению к сверстникам. Более того, в старшем дошкольном возрасте начинают отчетливо проявляться все те негативные явления, которые относятся к разряду нетерпимости : агрессивность, конфликтность, драки, насмешки, угрозы, изгнание, отчуждение и др.

Таким образом, работа по формированию у старших дошкольников проявлений терпимого отношения к окружающим является одной из главных задач нравственного воспитания на современном этапе.

Важной и составной частью этой работы должно стать ознакомление старших дошкольников с историей формирования терпимости в характере наших предков, ведь данное качество вырабатывалось в русском народе в ходе его многовековой истории под влиянием важных факторов.

Одним из таких факторов, с которым необходимо познакомить старших дошкольников, были тяжелые жизненные условия наших предков. Пропитание они издревне добывали охотой, рыболовством и хлебопашеством. При этом пахотные земли приходилось «отвоевывать» у лесов и болот упорным трудом. Большой физической силы и выносливости требовала любовь русского человека к реке, которая была и кормилицей и дорогой, воспитательницей чувства порядка, общественного духа в народе.

На реке формировалась привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества. Тяжелый физический труд вырабатывал в русском человеке выносливость, упорство и терпение.

Методы и приёмы, используемые в работе с дошкольниками при ознакомлении с тяжё лыми условиями жизни наших предков:

- рассматривание глобуса, географической карты нашей страны (обратить внимание детей на большое количество лесов, рек, озёр, морей на её территории).

- рассматривание картинок, иллюстраций из книг, энциклопедий, раскрасок, чтение рассказов и отрывков о жизни и быте русских крестьян (где жили, как устраивали своё жилище, чем питались, как добывали себе пропитание, какие орудия труда использовали).

- ознакомление с условиями жизни наших земляков-поморов, у которых основным занятием была рыбная ловля и зверобойный промысел, обрёкшие наших предков на тяжёлую, полную опасностей и лишений жизнь и закалившие поморский характер. Необходимо уточнить, что кроме морского промысла наши предки занимались ещё и солеварением, смолокурением (смола употреблялась для смазки обуви, колёс, в кожевенном деле, в судостроении, вели промысел слюды (для изготовления окон и фонарей, занимались ловлей жемчуга, выплавкой железа, торговали сёмгой, салом, кожей морских зверей, мехом.

- знакомство с пословицами и поговорками о тяжё лом труде поморов:

«Море закалку даёт и телу и сердцу».

«Наше поле- это море».

«Кто на море не бывал, тот и горя не видал, а кто побудет, тот никогда не забудет».

«Страх на море соображать учит, боязнь разумение отымает».

«Море пахать – рукам покою не видать».

«Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силён».

-чтение русских народных и авторских сказок о тяжё лом труде крестьян:

«Медведь и мужик», «Сказка о золотой рыбке», «Хаврошечка», «Барин и плотник», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Умный работник», «Как поп работницу нанимал», «Морозко», «Мальчик с пальчик» и др.

Трудные жизненные условия наших предков способствовали тому, что они объединялись и жили «общиной», «миром». Сообща решали трудности, приходили на помощь друг другу. Жизнь русской общиной формировала дух коллективизма: привычку подчинять личные интересы общим, уметь договариваться и спорные вопросы решать мирным путем, уважать и терпимо относиться к иному мнению. «Община», «мир» являлись древнейшими важнейшими ценностями. Ради «мира» человек мог пожертвовать всем, в том числе и жизнью.

Методы и приёмы, используемые при ознакомлении дошкольников с жизнью русских крестьян «миром», и «общиной» :

- рассматривание картинок и иллюстраций большой крестьянской семьи во время трапезы, сенокоса, сбора урожая и других трудовых процессов. У дошкольников необходимо формировать представление о том, что жизнь крестьян большими неразделёнными семьями, объединявшими 20 или более человек, в те времена была обычным явлением. Вместе жили и хозяйствовали родители, дети, внуки, братья, сёстры, племянники и др. родственники. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой). Все члены семьи участвовали в хозяйственных делах. На мужчинах лежали тяжёлые полевые, лесные, строительные работы. В семейные дела вовлекались и дети. Тяжёлый труд способствовал объединению семей в «общину» и формировал традиции взаимопомощи и взаимовыручки в труде (помоги, толока). Эта традиция проявлялась в выполнении работ в объединившихся хозяйствах (жатва, перевозка снопов, обмолота, сенокос, заготовка овощей на зиму, обработка льна для прядения). Одноразовая помощь собиралась для перевозки леса, строительных материалов, установки сруба, покрытия крыши и др. работ.

-ознакомление с жизнью и бытом поморской деревни: во главе семьи стоял дед или отец. Никто не начинал трапезу и не заканчивал её, пока старший не подаст к этому знак. Мужчины занимались морскими промыслами, а женщины несли на себе всю тяжёлую работу по дому и хозяйству в отсутствии мужчин. Дома не огораживали высокими заборами, так как воровства в поморье не было. Не держали никогда цепных собак для защиты дома.

-Знакомство с традициями и обычаями поморов: чтили и уважали старших; не бросали мусор ни в реку ни в море; уважительно относились к хлебу; дети никогда не выбегали с куском хлеба, доедали за столом, нарезали хлеб к трапезе только стоя. Широко распространен был обряд посвящё нный охоте: молились за здравие, давали с собой специальную пищу «ужну» и «тешник», уходя в море, брали с собой кулебяку (пирог с рыбой) и морской песок. Существовал обычай, когда тронется лёд, выходить на берег, палить из ружья. В нерест покой рыбы оберегали, летом старались не охотиться, ждали, когда подрастёт. Вековой обычай поморов – не обижать сирот, отцы которых погибли в море.

-Ознакомление с народными праздниками, объединявшими людей в крепкие многочисленные группы: Святки, Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Пасха, Троица. Более подробно можно познакомить детей с поморским Новым годом, отмечавшимся 14 сентября после сбора урожая и начинавшимся праздноваться с открытия Маргаритинской ярмарки.

-Ознакомление с поговорками и пословицами поморов:

«В каждой избушке свои погремушки, в каждой избе свой погремок, в каждой деревне свой обиход, а везде всё наше – поморско».

«Радость и горе помору – всё от моря».

«Кто в море не бывал, тот Богу досыта не молился».

«Помор наукой отцовской, дружками да своим трудом силён».

«Холодны ветречки помору не утеха».

«Война добро не принесёт».

«Носи ум в голове, а не в кармане».

«Краса приглядится, а ум пригодится».

-Праздники, тематические развлечения, посвящённые народным праздникам и традициям.

Другим важным фактором, исторически предопределившим формирование в русском характере такой специфической черты как терпимость, явилась огромная богатая территория нашей страны, которая в свою очередь повлияла на незащищенность границ от бесконечных военных кочевников, сметавших все на своем пути. Русские границы не были защищены ни морями, ни океанами, ни горами. Открытость русских границ для иноземных нашествий, постоянная угроза вторжения со стороны соседей требовали от русских людей колоссальных усилий и терпения по обеспечению своей безопасности. Войн, погромов, крушений, после которых оставалась выжженная и обезлюдевшая земля, было в нашей истории немало. Однако Русь всегда возрождалась с новой силой. Историческим достижением русского народа является способность выживать в любых условиях. Для этого требуются нечеловеческие усилия, огромное упорство, труд и терпение.

Методы и приёмы, используемые при ознакомлении дошкольников с таким историческим фактором, как незащищённость русских границ от иноземных нашествий.

-рассматривание картинок, иллюстраций о русских богатырях, которые являлись символом защиты, опоры, надёжности и неприкосновенности земли Русской.

-чтение отрывков из былин и просмотр видеоматериалов о подвигах русских богатырей : «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич», «Алёша Попович», «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор», «Садко».

-чтение русских народных сказок с участием Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея-Горыныча и другой нечистой силы, символизирующей у русского народа иноземных захватчиков.

-рассказы о жизни великих русских полководцев, посвятивших свою жизнь служению отечеству (Кутузов – война 1812г, Жуков – В. о. в. и др.).

-чтение рассказов и отрывков о подвигах русских солдат в В. о. в.

-встречи с ветеранами В. о. в.

-«Наша армия» на защите Родины.

-отображение детьми полученных впечатлений в художественной и музыкальной творческой деятельности.

Необходимо обратить внимание дошкольников на тот исторический факт, что Русь с древних времен заселялась не в результате завоеваний, а мирным освоением земель нашими предками. Это редчайший случай в мировой истории. И он объясняет особенность русского характера – отсутствие агрессивности. Разрастание Руси происходило тремя способами. Первый – добровольное вхождение в состав Империи народов, спасавшихся от беспокойных соседей (казахи, латыши, молдаване, армяне, грузины). Второй – освоение необитаемых и малообитаемых земель (Русский север, Урал, Сибирь, Чукотка, Аляска). Третий – военная и дипломатическая победа над агрессивными соседями, а также отвоевывание спорных земель. Все новые народы, присоединившиеся к русским, становились равноправными с ними, благодаря необыкновенной уживчивости русского народа. Он не мстил, не обижал, с пониманием относился к бытовым и культурным особенностям новопринятых народов, зачастую очень непонятным, ведь абхазы, лезгины, удмурты, коми, армяне, евреи, карелы, калмыки и др. относятся к разным цивилизациям. Все они сохранили свое культурное и духовное своеобразие в составе Русского государства. Таким образом, русская цивилизация приобрела многонациональное своеобразие. Нигде в мире подобного нет.

Методы и приёмы, используемые при ознакомлении дошкольников с мирным вхождением разных народов в состав Русского государства.

-рассматривание карты народов СССР.

-знакомство с народами, входящими в состав России (название народности, особенности её жизни и быта, рассматривание национальных костюмов, изучение традиций, пословиц и поговорок, народных праздников).

-знакомство с пословицами о дружбе народов

«Если дружба велика, будет Родина крепка».

«Дружба народов светит сильнее бури, ярче солнца».

«Дружба и братство – лучшие богатства».

«Если народ един – он непобедим».

«Дружба народов гору сокровищ создаёт».

-ознакомление с традициями русского гостеприимства : всякий путешественник для русских был священным, встречали его лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением. На примере поморов: в местах ловли рыбы ставили избушку, где промышляла семья или несколько семей. Каждого прохожего встречали хозяйки и кормили досыта. Угостить случайного человека не только было удачей и заклинанием, но и проявлением радушного гостеприимства.

-ознакомление с пословицами о русском гостеприимстве

«Гостеприимный дом не бывает пуст, а его хозяин – одинок».

«Просим на избу: красному гостю, красное место».

«Гость на гость – хозяину радость».

«Принёс бог гостя, дал хозяину пир».

«Для доброго гостя и хозяин поживится» (добудет, чего нет).

«Напой, накорми, а после вестей поспроси».

«Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад».

«Умей у людей погостить и к себе пригласить, до ворот проводить и опять воротить»

-чтение русских народных сказок, где нарушено гостеприимство:

«Лиса и журавль», «Лиса и лапоть», «Каша из топора», «Морозко», «Заюшкина избушка».

Следующим фактором, оказавшим особенно благотворное влияние на формирование нравственных качеств русского народа, стало принятие на Руси Христианства. В доступной для дошкольников форме необходимо формировать представление о том, что христианская вера сообщила душе русского человека мирный, благой настрой и воспитала в нем такие добродетели как: «русское благодушие», сердечность, ласку, простоту и терпимость ко всем людям вообще; дружелюбие и радушие по отношению к иностранцам, иноверцам. Не питая ни к кому племенной ненависти, русский человек, как никто в мире, способен не только мирно уживаться, но и искренно сближаться, преданно дружиться и с татарином, и с немцем, и европейцем, ведь закон Божий гласит: «Возлюби ближнего как самого себя». Следуя этой заповеди, русские часто проявляли крайнюю уступчивость и смирение в спорных вопросах; обнаруживали кротость и терпение в перенесении напастей жизни; незлобие и прощение при встрече с дерзостью и насилием: «Бог ему судья!». Именно под влиянием православия у русского народа сформировались важные принципиальные ценности: смирение (но не безволие, самоограничение и жертвование собой в пользу других, а также страдание и терпение. Без этого нет личности, нет уважения окружающих. Отсюда извечное желание русских пострадать, ведь мир существует и движется только жертвами, терпением и самоограничением. В этом кроется причина долгого терпения, свойственная русскому человеку. Он может вытерпеть многое, если знает, зачем это нужно.

Методы и приёмы, используемые при ознакомлении дошкольников с благотворным влиянием христианства на нравственные качества русского народа.

-ознакомление с некоторыми заповедями духовной жизни наших предков:

Шесть дней работай и всякие дела делай, а в субботу отдыхай.

Почитай отца и мать твою.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего (не лги).

Возлюби ближнего своего как самого себя (уважение, терпимое отношение к другим людям).

-ознакомление с религиозными праздниками: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Троица на доступном детям материале

-ознакомление с религиозными обычаями русского народа :

почитание отца и матери,

существование красного угла с иконами в каждой крестьянской семье, который держали обязательно в чистоте,

обычай держать обереги в доме от нечистой силы,

обычай крестить еду перед трапезой,

крещение младенцев на Руси,

обычай отмечать день ангела или именины церковного имени,

родительское благословление на новое дело,

освещение нового дома,

венчание в церкви,

Родительская суббота – день поминания умерших родственников,

День Прощения (просят прощения у тех, кого обидел).

Обычай ставить кресты у поморов в честь радостных или печальных событий: ставили после удачного лова и возвращения из моря уцелевших в бурю, после болезни возле дома.

Воспитывая дошкольников в духе патриотизма, любви к своему Отечеству, необходимо возрождать лучшие традиции наших предков. Для русских всегда был важен культ Русской земли. Русь – первична, люди – вторичны. Такое почитание Руси-матушки нашло своеобразное отражение в названии русского населения : представители разных стран называются именами существительными (француз, грузин, монгол и т. д., и только себя русские называют именем прилагательным. Это можно истолковать как воплощение своей принадлежности к чему-то более высокому и ценному, чем люди (народ). Это высшее для русского человека – Русь, русская земля. Наше Отечество, созданное великими трудами и великим духовным подвигом предков – высший смысл русской жизни. Осознание этой идеи и необходимость защиты своего государства есть результат бесконечного терпения народа и подчинения его власти.

Методы и приёмы, используемые при ознакомлении дошкольников с культом Земли- матушки.

-рассматривание репродукций и иллюстраций картин великих русских художников, беседы по содержанию (А. Саврасова, Левитана, В. Поленова, И. Шишкина, А. Алексеева, Н. Пимоненко, Н. Анохина и др.)

-знакомство с произведениями, отрывками из произведений русских поэтов, прославлявших своё Отечество (Маяковский, Есенин, Пушкин, Лермонтов, Рубцов и др.)

-знакомство с историей флага, герба, гимна России.

-знакомство с историей празднования дня Народного Единства.

-знакомство дошкольников с фактами из истории Русского государства, когда весь народ объединялся для защиты своего Отечества.

При знакомстве с историей жизни своих предков у дошкольников формируется представление о том, что русский народ всегда был терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающим духом, верящим в свои силы. Об этом говорят народные пословицы :

«Терпение – лучше спасения»

«Терпение даст умение»

«На хотение есть терпенье»

«Терпи горе, пей мед»

«Час терпеть, а век жить»

«Терпя, в люди выходят»

«Бог терпел и нам велел»

«Век живи, век надейся».

Таким образом, ознакомление дошкольников с историей жизни своего народа, обращение к истокам формирования такого специфического качества как терпимость, позволяет: значительно повысить эффективность работы по формированию у старших дошкольников проявлений терпимого отношения к окружающим, глубже понять важнейшие жизненные ценности русского народа, дорожить и гордиться великим духовным подвигом своих предков, возрождать лучшие национальные качества русского характера.

Публикации по теме:

11 января — День «Спасибо» 11 января замечательный праздник-День Спасибо. Я решила провести небольшое развлечение для детей. 10 января провела беседу с воспитателями,.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История возникновения терпимости в русском народе.
Опубликовано: 14 мая 2013 в 22:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД