Светлана Владимировна Яценко.
Из опыта инновационной работы «Актуализация роли народной игрушки в воспитании и развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта инновационной работы
«Актуализация роли народной игрушки
в воспитании и развитии дошкольников»
Однажды я сделала куклу-крупеничку для своей внучки. Вернее сделала её для своих воспитанников, но моей внучке она так понравилась, что пришлось подарить куклу ей, а для занятия изготовить новую. Внучка с куклой не расставалась ни на минуту. Она спала с ней, гуляла, пела ей песни, шептала сказки. Просила меня сделать кукле подружек.
Публикация «Из опыта инновационной работы „Актуализация роли народной игрушки в воспитании и развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я решила рассказать об этом своим коллегам. В процессе душевной беседы, мы постарались выяснить, в чем же эта особая притягательность народной игрушки, почему она всегда вызывает в душе очень теплый прилив?
После проведенной беседы, каждый педагог решил смастерить свою игрушку и показать ее воспитанникам. Дети с большим интересом, восторгом стали рассматривать ее. Тогда мы решили организовать совместно с родителями вечер – отдыха «Игрушки наших пап и мам». Наблюдая за ходом вечера, увидели, что, если в поле зрения детей попадала народная игрушка, деревянная или тряпичная, то малыши невольно тянулись к ней. Игрушка обладала большим эмоциональным воздействием на ребенка. Мы пришли к выводу, что народная игрушка ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией.
Мы старались донести до детей и родителей, что настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье.
А как эту красоту донести нашим детям? Как же организовать специальную среду в группе, попадая в которую, ребенок сможет почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребенка, стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие?
Пришли к выводу, что необходимо знакомить дошкольников с народной игрушкой через наш музей Кубанского быта, пробуждая в детях первые яркие образные представления о Родине, о гуманизме, доброте и красоте. К тому же, два года назад «Федеральный институт развития образования» предложил создать на базе нашего детского сада экспериментальную площадку по теме: «Актуализация роли народной игрушки в воспитании и развитии дошкольников».
Цель экспериментальной работы – привлечь внимание родителей и детей к народной игрушке, ее роли в становлении личности ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
- Пополнить развивающую среду ДОУ игрушками, транслирующими высокие ценности и обеспечивающие полноценное развитие ребенка.
- Разработать игровые технологии, способствующие актуализации роли народной игрушки в жизни дошкольника.
- Познакомить дошкольников с образом народной игрушки через цикл занятий и других форм работы с детьми.
- Воспитывать любовь к народной культуре.
Начиная работу с детьми по выбранному направлению, дополнили среду кубанской избы народными игрушками : двигательными, дидактическими, игрушками-забавами. Радовала детей возможность поиграть с глиняными птичками, матрешками, свистульками, лошадкой-каталкой, волчком.
В ДОУ был разработан и успешно реализовался перспективный план работы по использованию русской народной матрешки в образовательном процессе, который включал совместную деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей.
Кроме непосредственно-образовательной деятельности, в разные режимные моменты педагоги вводили подвижные игры, составление и отгадывание загадок, речевые ситуации, дидактические и сюжетные игры, развлечения, досуги с использованием народной игрушки.
В ходе экспериментальной работы разработаны тематические занятия: «Путешествие в город мастеров», «Поездка за игрушкой», «Выставка игрушек», досуги «Кубанская ярмарка», «Жила-была Баклуша…», «В гостях у казачат», методические рекомендации по использованию народной игрушки в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Педагоги сочинили сказки «Сказка о дивной игрушке», «Сказка о девочке Маше…», стихотворения, изготовили буклеты с фотографиями и описанием народной игрушки.
Моделируя темы всех мероприятий, старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Мероприятия проводились с детьми два раза в месяц по подгруппам. Весь материал детям преподносился в игровой форме. Это позволило сделать мероприятия более яркими и запоминающимися.
Важная сторона в работе детского сада – взаимоотношения с родителями наших воспитанников. Для них организован детско-родительский клуб «Ой, да на Кубани». Вместе с детьми, родителями на заседаниях детско - родительского клуба изготовлены народные куклы : кувадка, крупеничка, мартинчики, кукла-колокол, разучены стихи и песни об игрушках.
Мы видим результаты работы в развитии интереса у детей к народной игрушке, в расширении спектра эмоциональных переживаний детей. Пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты и эстетического идеала. (Таблица результатов)
Материалы из опыта работы изучены на методическом объединении педагогов ДОУ района, направлены для публикации в Федеральное государственное учреждение «Федеральный институт развития образования» г. Москву в мае 2012 года.
Конечно, мы сделали еще не все для того, чтобы ознакомить дошкольников и их родителей с особенностями и своеобразием народной игрушки, пробудить в них первые яркие образные представления о Родине, способствующие воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщить к миру прекрасного. Мы в поиске новых форм работы с детьми и родителями, которые помогут вложить в души наших воспитанников идеи добра, братства и целостности мира.
Яценко С. В., старшего воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 21 Тимашевского района.