Лилия Миронова
Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.
Живопись народных мастеров способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно – творческие способности. А наличие художественно – творчески способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу,, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни
В процессе овладевания приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки (предплечье, кисти, пальцы, координация руки и глаза.
работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, тоесть. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса.
В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
Вот и мы сейчас попробуем проявить свои творческие способности и вспомним, откуда к нам пришли дымковские игрушки.
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски
В селе рождались чудо - сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки непростые, а волшебно – расписные.
И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду - удивительному чуду
Мы поклонимся не раз, о древней дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.
Как вы думаете, почему игрушки называются дымковскими?
(Игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе Дымково, недалеко от Вятки в 1174 г.).
Знаете ли вы название праздника, где продавались дымковские игрушки?
(Праздник назывался «Свистопляски». В ритуал праздника входили катания с высокого берега реки, музыкальный свист, песни, пляски. Ставились театральные балаганы, лотки с обилием сладостей, глиняных свистулек и игрушек.).
Кого символизирует дымковская барышня?
(Важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Её изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины).
Каким способом лепят дымковскую игрушку?
(Дымковскую игрушку не тянут из комка глины, а лепят по частям, соединяя части в целое, тоесть конструктивным способом).
Как называются элементы орнамента дымковской игрушки?
(Круги, кольца, овалы, зигзаги, колоссы, клеточки, точки. Круг-символ солнца, каровая хлеба, звезды, вода, дорога).
Чем отличается дымковская игрушка от других игрушек?
(Золотыми квадратиками, - сусальным золотом).
Как вы думаете, эти игрушки лепят и разрисовывают веселые мастера или грустные?
(Лепят и разрисовывают игрушки веселые мастера).
Посмотрите каковы
Удивительно белы
Мастера, скорей за дело
Украшай игрушку смело
Выбирай любой узор
Чтобы радовал он взор.
Пальчиковая гимнастика «Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские
Щеголихи слободские
Кумушки посадские
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблочки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Теперь приступаем к росписи игрушек. Дымковские мастера лепили игрушки зимой, когда вокруг все было белым-бело и хотелось им сделать игрушку такой же белой и чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому не забывайте, что они должны быть яркими, нарядными, веселыми, солнечными, красочными, радужными, а помогут вам в этом таблицы с элементами и образцами росписи.
Полюбуйтесь каковы!
И нарядны, и на вы:
Пестрые, яркие,
Славные подарки!
(Презентация игрушек) Педагоги рассказывают каждый о своей игрушке.
Хороши игрушки расписные,
Все поют, бесхитростно светлы,
И видна в них радость молодая
Ставшая искусством ремесла.
После росписи игрушек:
Ой, вы гости дорогие!
У вас подарки расписные.
Писали их, старались,
Подарить всем собирались.
Воспитатель:
благодарю вас за участие!
Вот сувениры вам на счастье!
Глядите, любуйтесь, принимайте,
Любой по вкусу выбирайте!
Педагоги обмениваются опытом работы, делятся своими творческими находками и «изюминками».