Приложение МААМ

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы

РИТА ЗАКИРОВНА БОДЯЖИНА
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например "А у волка были большие зубы", "У него была пасть страшная" и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства.

Публикация «Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы, Из опыта работы» размещена в разделах

Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования на занятиях по развитию речи дети является пересказывание, составление творческих рассказов,

сочинение сказок, придумывание загадок и небылиц.

К таким занятиям определялись задачи, подбирались методы и приемы. Затем шло усвоение объема знаний, умений, навыков. А закрепление материала, полученного на занятиях, осуществляли в других формах детской деятельности (играх, драматизациях сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работали над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Моделирование являлось обязательной составной частью каждого занятия.

Я использовала все методы моделирования :

1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры;

плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)

2. Предметно -схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов : нас, в, к).

3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Проведя анкетирование, я пришла к тому, что многие родители не знают о методе моделирования, применении этого метода при обучении детей рассказыванию.

Я провела семинар-пракикум по данной теме. Такая форма работы позволила решить целый комплекс задач:

• осуществлять педагогическое просвещение родителей по использованию метода моделирования в рассказывании текста детьми;

• реализовывать единый подход в обучении детей в семье и детском саду, согласовывать действия по преодолению трудностей;

• транслировать лучший опыт обучения в семье;

• оказывать родителями помощь при создании наглядности, дидактических игр, иллюстраций, театров.

По данной теме проводила с родителями индивидуальные и групповые консультации, использовала наглядную агитацию, проводила открытые мероприятия, дни открытых дверей, изготавливала наглядные пособия.

В групповом родительском уголке на стенде помещала материалы о состоянии развития речи детей, уровни речевого умения ребенка данного возраста, записи рассказов, пересказов детьми с использованием моделирования (папка "Как рассказывают наши дети?").

Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Но родители заинтересовались этой проблемой и стали помогать в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр.

Для лучшего усвоения материала организовывала

развивающую среду :

• дидактические игры помогали обучать детей рассказыванию, развивали умение описать предмет по основным признакам (цвет, форма, величина, действиям; рассказывать о животном об игрушке cоставлять сюжет по картинке, развернуть его в соответствии с замыслом.

Дидактическая задача была облечена в игровые ситуации. Здесь отчетливо выступали побудительные мотивы к связному изложению мыслей. Например,

''Что сначала, что потом?", "Что в дороге пригодится?", "Волшебные слова" и другие.

• В книжном уголке располагали интересные книги с цветными иллюстрациями, детские рисунки к рассказам, сказкам, стихам, а также предметные картинки.

• Cозданы театры (плоскостной, схематический, символизация) c целью создания психологических портретов героев, подготовке и проведению игр-драматизаций; составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знакомыми.

• Для лучшего усвоения использовали средства ТСО : аудиозаписи, диктофон. Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике образа и драматизируют придуманную историю.

Схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому рассказыванию детьми, соблюдению структуры текста. Учили придумывать начало, середину, конец текста.

Речь детей становилась последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда соответствовала возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что способствовало усвоению материала.

Выводы

Данная работа оказала эффективность речевого развития у дошкольников средствами обучения детей рассказыванию с помощью моделирования :

1. Использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

2. Система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

3. Использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

Благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата

Рекомендации

• активно используйте предметную обогащенность

среды (пространственно-временная модель к произведению, схемы - описания, условные заместители, разные виды театров);

• давайте возможность детям использовать все образы креативного поведения (пантомимические этюды по содержанию текста, игры - драматизации);

• применяйте многовариативность речевых средств (пословицы, фразеологические обороты, скороговорки, метафорические загадки);

используйте моделирование как эффективный метод обучения детей рассказыванию, а модели как дидактическое средство.

Я рекомендую педагогам и родителям активнее использовать моделирование в развитии речи детей.

Публикации по теме:

Метод наглядного моделирования и речь детей.Метод наглядного моделирования и речь детей. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы
Опубликовано: 18 мая 2013 в 10:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной группы. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем РИТА ЗАКИРОВНА БОДЯЖИНА (УИ 106451) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД