юлия ефремова
«Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия конструктивной, художественно – творческой деятельностью создают основу для полноценного развития детей. Кроме того конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение.
Вовлекая ребёнка в творческий процесс нельзя забывать о его возрастных особенностях и индивидуальных способностях. Только в творческой деятельности происходит развитие этих способностей. В данном случае, нужно поддержать и развить интерес детей к конструированию. Именно в этой деятельности дети открывают перед собой окружающий мир, так как они его представляют. Здесь нельзя забывать о том, что у детей средствами конструирования активизируется мыслительная деятельность.
Публикация «„Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определённого заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению.
В процессе обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения).
Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У них закладывается начальное представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием их на практике.
Из опыта моей работы я перешла к новой форме организации занятий по конструированию и ручному труду. Я заметила, что дети устают не от активной конструктивной деятельности, а от сидячего положения. В силу своих физиологических особенностей ребёнок не может длительное время чего-то ждать, например своей очереди или окончания работы других, начинает отвлекаться, нервничать. Я решила проводить непосредственно-образовательную деятельность, вовлекая их в игру. Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать.
Мотивацией служили и какие-нибудь проблемные ситуации, например, помощь сказочному герою в постройке дома, проблемная ситуация, когда в городе нет здания цирка. Эти все игры сопровождались тем, что детям в процессе работы можно было отойти от своего рабочего места, самостоятельно взять недостающий материал, подойти к столу товарища, и узнать у него то или другое. Я убеждена, что самый верный тон общения с детьми это тон доверия, содружества, сопереживания, радости со стороны взрослого по отношению к успехам ребёнка, но если ребёнок не смог справиться с заданием, то говорю, что мы вместе в дальнейшем с ним индивидуально поработаем над этой проблемой или же, что ему поможет один из членов группы. Я пришла к выводу, что замечания, сделанные вслух, оправдывают себя только в том случае, если они относятся не к одному ребёнку, а полезны многим.
Хорошо зарекомендовал себя приём, когда воспитатель, действуя с предметами, рассуждает вслух, тем самым побуждая детей тоже думать вслух, мастерить и проговаривать действия.
Я более внимательно продумываю объяснение и показ.
Так как в нашей группе конструирование проводится по подгруппам, то я стараюсь брать сначала более сильную, и обращаю внимание на те моменты, когда детям данной подгруппы сложно выполнять те или другие действия, затем с другой подгруппой я эти действия объясняю с расширенным показом и словарным запасом.
В некоторых случаях я использую спокойную инструментальную музыку для того, чтобы дети чувствовали себя раскрепощенными и сопереживали с героями, а возможно и были добры к самим себе. Это не мало важно, так как многие дети после неудачи в творческой работе замыкаются и не хотят продолжать свою деятельность.
Заканчиваю я совместную деятельность или выставкой работ с дальнейшим обсуждением или проигрыванием с игрушками построек сооружений.
Работы детей обязательно анализируются. Учитывая возраст и возможности детей, анализ должен носить обучающий и воспитывающий характер.
Я работаю с детьми старшего возраста и предлагаю детям самим проанализировать постройки или полученные изделия.
Дети говорят не только о своих ошибках, но и обсуждают ошибки других. Помогают в решении, аргументируя свой выбор.
Очень важно учить детей доброжелательно, уважительно относиться к работе товарищей, тактично, справедливо говорить о недостатках, и конечно не обижаться на критику. Поделки можно использовать в сюжетно-ролевой игре, подарить близким, а можно сфотографировать на память, что для ребёнка будет тоже приятно. Если даже вы не выпустите в печать, но показать, что вы это сделали на дисплее можно.
Каждому ребёнку необходимо видеть, что воспитателю нужна его работа, что он брал её в руки, рассматривал. Поощряю я их по-разному: ласковым словом или приветливой мимикой, или пожатием детской руки.
Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек-вкладывателей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для среднего дошкольного возраста.
В младших группах широкое применение получили крупные мягкие модули, строительные цветные кубики, крупный конструктор «Лего», мягкие крупные пазлы,
В средних группах популярностью детей пользуются конструкторы : «Лего», «Железная дорога», «Строитель», «Весёлая стройка», магнитный конструктор, Строительные кубики.
В старших и подготовительных группах дети используют конструкторы : «Моделирование машин». «Весёлые горки», магнитный конструктор, «Лего», «Соты», «Строитель», «Железная дорога», металлический конструктор.
Наиболее сложным методом конструирования для детей старшего возраста является конструирование из природного материала. Дети не могут сопоставить реальное изображение предмета с неестественной формой природного материала. Детскому уму ещё не понятно, что из какой -то палочки можно что-то другое соорудить. Они не могут понять, что необходимо дополнить к данному материалу, чтобы что-то получилось. Поэтому я предлагаю перед таким видом деятельности рассмотреть изображения уже сделанных поделок. Они рассматривают их и если не запомнили, то берут эти картинки себе и делают работу по образцу, только потом их дополняют своими украшениями или видоизменяют.
Когда я работаю с детьми над бумажными поделками, то делаю схемы их изготовления. Детское творчество заключается лишь в том, как эту поделку раскрасить.
Я никогда не забываю напоминать детям о мерах безопасности при работе с тем или иным предметом, когда они заняты конструктивной деятельностью. По-моему мнению, никогда не лишнее сказать детям о том чем опасны для здоровья материалы конструирования.
Следует заметить, что мною были привлечены папы наших детей к констуированию со своими детьми. Так как мужчины неохотно играют в настольные игры с воспитанниками нашей группы, то было решено заинтересовать таким образом к образовательной деятельности. Данное мероприятие прошло на высшем уровне.