Папки-передвижки

Из опыта работы: «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов»

Татьяна Хомич
Из опыта работы: «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов»

Из опыта работы.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. [/b]

В 2012-2013 учебном году коллектив детского сада занимался апробацией, разработкой инструментария и внедрением мониторинга достижения детьми планируемых результатов на основе программы «Мир открытий».

Публикация «Из опыта работы: „Мониторинг достижения детьми планируемых результатов“» размещена в разделах

В этой статье я хочу поделиться опытом перехода на новую программу и разработкой системы мониторинга в нашем детском саду.

С сентября 2011 года наш детский сад является экспериментальной площадкой Центра системно – деятельностной педагогики «Школа 2000 …» по теме «Механизмы реализации ФГТ на основе деятельностного метода обучения с позиций непрерывности образовательного процесса».

Поэтому мы решили основную общеобразовательную программу дошкольного образования составить на основе примерной программы «Мир открытий».

Основная цель которой - непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, общения с другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, социальных, нравственных, художественно- эстетических, исследовательских и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Хотелось бы в 2-х словах рассказать о переходе на данную программу, как освоили лежащий в её основе деятельностный метод. Изучение коллективом нашего детского сада проходило в форме семинаров и деловых игр. На семинарах мы изучали:

- Ключевый изменения в ФГТ

- Концептуальные идеи программы "Мир открытий"

- Систему дидактический принципов деятельностного метода "Школа 2000. "

- Технологию "ситуация"

- Сформулировали вопросы в связи с осмыслением требований дошкольного образования

- Для педагогов также были предложены материалы, литература для изучения

В ходе деловой игры проходила проверка освоенного материала. Была представлена презентация "Вопрос - ответ" Педагоги отвечали на вопросы, обсуждали и потом на экране выводился правильный ответ.

Когда встал вопрос о разработке мониторинга, то, к сожалению, по данной программе он еще не вышел и мы столкнулись с задачей по его разработке самостоятельно.

На слайдах представлена структура технологии взаимодействия нашего коллектива при составлении системы мониторинга. Мы организовали ее через деятельностный подход.

Обозначили:

- - Мотив, цель

- Средства. например "Мозговой штурм", в ходе которого выявили показатели "идеального мониторинга"

1. Доступность в проведении, заполнении и обработке результатов

2. Практикоориентированным, с учетом условий и возможностей ДОУ

3. С подробным инструментарием

4. Открытый для корректировки с учетом индивидуальных особенностей детей

5. С прописанными временными границами (Примерное распределение методики проведения по дням)

Мы отметили условия реализации наших идей, а также действия, которые привели к достижению результата - успешное взаимодействие участников рабочей группы по разработке практикоориентированного мониторинга.

Мы проделали большую работу по разработке инструментария для всех возрастных групп. (Образец представлен в раздаточном материале)

В этом учебном году мониторинг к программе вышел в печать. Но мы проделали данную работу не напрасно, т. к. столкнулись с тем, что инструментарий в мониторинге «Мир открытий» прописан только частично.

И сейчас мы хотим продемонстрировать наш опыт проведения мониторинга.

Структура построена в соответствии с ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и оценивает достижения ребенка на каждом году в соответствии с требуемыми интегративными качествами, а внутри последнего из них необходимые умения и навыки выявляются по всем 10-ти областям.

Система оценок мониторинга 3-х уровневая :

2 балла - качество проявляется устойчиво

1 балл-качество проявляется неустойчиво, т. е. по сути находится в зоне ближайшего развития, в стадии становления, проявляется в совместной со взрослым деятельности)

0 баллов - качество не проявляется

Периодичность осуществляется в начале и конце учебного года (в раннем возрасте и в середине года) по одним и тем же показателям и демонстрирует динамику освоения программных результатов.

В начале года большинство показателей оценивается в 1 балл, а в некоторых случаях (чаще у вновь поступивших детей) и в 0 баллов. К концу года при успешно реализованной работе по Программе многие оценки поднимаются до 2 баллов, а присутствие оценок в 0 баллов выступает поводом для выяснения причин подобных ситуаций и их корректировки.

Оценка осуществляется в соответствии с картами наблюдения за детьми, составленными на каждый возраст.

В них объединены список оцениваемых параметров по спискам детей группы. Эти карты позволяют получать:

• Наглядную картину оценок сформированности интегративных качеств и образовательных областей по группе

• Проявление отдельных параметров внутри интегративного качества или образовательной области по группе

Результаты освоения образовательных областей и интегративных качеств каждого ребенка

• И программы в целом каждым дошкольником

Результаты подсчитываются автоматически.

Баллы проставляются воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, логопедом, на основании подробно разработанного нами инструментария.

Поскольку в разных ситуациях (дома, в садике) ребенок может вести себя по-разному, то для более точной оценки ряд показателей, дублируются вопросами в спец анкетах для родителей.

Воспитатель получает дополнительную информацию и соотносит свой ответ с ответом родителей, а родители получают возможность задуматься о каких-то аспектах жизни своего ребенка, его интересах, любимых занятиях, особенностях поведения.

В большинстве мониторингов в инструментарии в основном прописывается наблюдение, но нам кажется, что существуют случаи, когда педагог, специалист не может наверняка сказать об уровне развития ребенка, требуется специальное создание той или иной ситуации. Поэтому мы посчитали нужным разработать более подробный инструментарий, используя деятельностный подход:

• продуктивная деятельность

• Индивидуальные беседы с детьми

• Наблюдение

• Проблемные ситуации

• Анкетирование и индивидуальные беседы с родителями

Игры : - подвижные; - настольно-печатные; - театрализованные

А сейчас мы хотим представить вашему вниманию фрагмент проведения мониторинга в средней группе. Совместная деятельность с детьми организована с учетом интеграции, что позволяет выявить сформированность интегративных качеств по нескольким показателям.

Обратите внимание на то, что по ходу проведения совместной деятельности воспитатель отмечает результаты на карте фиксации наблюдений, разработанных нами на каждый день

Вы просмотрели фрагмент проведения мониторинга. Обращаем Ваше внимание на то, что у каждого воспитателя на группе есть (образцы в раздаточном материале) :

• карточки с инструментарием на каждый день, что позволяет ему организовывать совместную деятельность с детьми

• карты фиксации наблюдений во время проведения мониторинга

• каждый день показатели с карт фиксации заносятся в общую карту наблюдений

• в конце месяца, по окончанию мониторинга, когда заполнены все показатели, результаты подсчитываются автоматически

Это позволяет воспитателю:

1. Выявить :

Наглядную картину оценок сформированности интегративных качеств и образовательных областей по группе

Проявление отдельных параметров внутри интегративного качества или образовательной области по группе

Результаты освоения образовательных областей и интегративных качеств каждого ребенка

И программы в целом каждым дошкольником

2. Позволяет оценивать и планировать проводимую работу, вносить коррективы в содержание. Низкие оценки выделяют области и конкретные параметры, в отношении которых должна быть усилена работа с отдельными детьми, группой детей или индивидуально. (возможно составление индивидуального маршрутного листа)

3. Показатели, полученные в результате проведения данного обследования, позволяют оценить успешность решения образовательных задач и правильность построения взаимодействия взрослых с каждым ребенком.

4. Это обеспечивает возможность своевременной корректировки и оптимизации форм и методов работы как с конкретным ребенком, так и с группой детей в целом. Возможно, необходимо пересмотреть методы организации работы.

5. Кроме того, подключение родителей воспитанников способствует объединению усилий педагогов и семьи, позволяет создать оптимальные условия для успешного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности.

Старший воспитатель, заместитель заведующего по УВР

• Обрабатывает и анализирует полученную информацию по каждой группе и детскому саду в целом, оценивает динамику развития детей

• Разрабатывает практические рекомендации для корректировки образовательного процесса

планирует тематические консультации для воспитателей, специалистов и индивидуальную консультативную работу с родителями для успешного развития каждого ребенка.

• Организует контроль за осуществлением корректировки образовательного процесса и индивидуальной работы с детьми в группах с низкими показателями

В заключении хочется сказать, мы надеемся, что наш опыт будет полезен не только в качестве инструмента контроля, сколько окажет помощь в оптимизации образовательно - воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей, а также в переосмыслении способов достижения планируемы результатов.

Публикации по теме:

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы Мониторинг детского развития проводится два раза.

Система мониторинга образовательного процесса В нашем детском саду переходят на новые стандарты. Стали разрабатывать мониторинг (диагностика). Что такое образовательный мониторинг?Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы: «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов»
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 23:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД