Евгения Барнашова
Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с нарушением зрения музыкальным способностям на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы музыкального руководителя
Высшей квалификационной категории Е. Г. Барнашовой.
г. Бердск Новосибирской области.
Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с нарушением зрения музыкальным способностям на современном этапе»
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с нарушением зрения музыкальным способностям на современном этапе» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируются с детства. На мой взгляд, самый эмоциональный вид искусства – музыка. Она обобщает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребёнка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях, а также воздействуют на его интеллектуальную сферу.
В настоящее время в странах всего мира, и в нашей в том числе, количество детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии достаточно велико. Среди них ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения. К счастью, в нашем детском саду существуют специализированные группы, в которых лечение сочетается с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.
Нарушение зрения влияет на формирование зрительного восприятия, которое у слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа. У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость. У некоторых детей возникают затруднения в прослеживании движущихся объектов, непроизвольное и неустойчивое внимание, эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей присутствует неуверенность в себе, крайняя зажатость, а у других наоборот - сильная расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других - арит-мичность двигательных актов, трудности зрительно-пространственной ориентировки. И в том, и в другом случае дети возбудимы, эмоционально ранимы, часто плаксивы и не могут управлять своими чувствами.
Так как главное содержание музыки – это чувства, эмоции, настроение, то и эмоционально-поведенческие нарушения у детей с патологией зрения, на мой взгляд, будут легче поддаваться коррекции именно на музыкальных занятиях. Благодаря специально подобранному репертуару, целенаправленному педагогическому воздействию, созданному на занятиях эмоциональному комфорту, музыкальная деятельность вызывает у ребенка радость, интерес, отвлекает от зрительного недуга, а также при применении специальных коррекционных упражнений позволяет развивать зрительный анализатор, помогает детям обрести уверенность в себе.
Разделяя точку зрения Л. С. Выгодского и Л. И. Божевич о том, что главная задача музыкального воспитания – «не вырастить музыканта, а научить ребёнка переживать, чувствовать музыку, и тогда ему будет понятен язык чувств музыки», и изучив работы по развитию музыкальных способностей М. А. Михайловой. Н. А. Ветлугиной, К. Н. Емельяновой, психологов В. М. Бехтерева, Б. М. Теплова, статьи из журналов «Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» я определила содержание собственной деятельности по развитию музыкальных способностей у детей с нарушением зрения.
Главную роль в развитии музыкальных способностей ребенка с нарушенным зрением играют окружающие его взрослые. Поэтому стараюсь, чтобы мои занятия проходили эмоционально, радостно, в игровой форме, собственным примером увлекаю детей, реагируя на состояние воспитанников, вовремя переключаю их с одного вида музыкальной деятельности на другой. Необходимо подчеркнуть, что темп ведения занятия полностью зависит от особенностей восприятия детей с нарушением зрения. При слишком быстром темпе дети не успевают понять, чего же от них хотят, при затягивании занятия – утомляются и теряют к нему интерес. Поэтому моя речь всегда чёткая, небыстрая, выразительная, при этом задачи стараюсь ставить точно, коротко и ясно, чтобы дошкольники смогли их понять.
Многолетний опыт работы с детьми позволил мне выстроить систему работы по развитию музыкальных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно с детьми с нарушением зрения.
Введение в занятия коррекционных упражнений – одно из эффективных и необходимых условий в организации деятельности детей с ОВЗ. Причем, прежде чем вводить в занятия эти упражнения, изучаю особенности зрения каждого слабовидящего ребенка, общее состояние здоровья и его двигательные возможности.
Постоянно поддерживаю связь с воспитателями, которые являются первыми помощниками в любом виде музыкальной деятельности, врачом-офтальмологом и дефектологом. С ними согласовываю применение различных коррекционных игр и заданий. Подбор игр и упражнений, их последовательность и методика проведения зависят от цели, которая ставится на конкретном занятии.
Всю работу строю на полисенсорной основе: речевой, слуховой и двигательной. При этом помимо общих целей, которые необходимо решать на музыкальных занятиях, включаю ещё специфические коррекционные задачи:
-формирование у детей бинокулярного зрения,
-укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций,
-развитие глубинного зрения, подражательных функций,
-совмещение зрительного и слухового образов,
-употребление цветов, тренирующих сетчатку глаза,
-развитие слуховой и пространственной ориентировки, глазомерной оценки протяженности.
Для решения вышеперечисленных задач подобрала коррекционные упражнения. Все эти упражнения и игры разделила на три типа: первые те, которые сами по - себе содержат элементы коррекции и не нуждаются в дополнениях, вторые - дополненные коррекционными задачами, третьи - специально разработанные для целей коррекции.
Например, к первому типу упражнений отнесла упражнение «Бегите ко мне», автор Е. Дубянская, музыка Е. Тиличеевой (Музыкальные двигательные упражнения в детском саду, 1969). Оно способствует развитию прослежива-ющих функций и ориентировке в пространстве.
Упражнение «Качание рук» и «Мельница» (автор Е. Дубянская и С. Руднева) развивает глазодвигательные функции.
Игра «Зеркало» (автор Р. Френкель) способствует развитию подражательных функций.
Игра «Ловим бабочек», автор Л. Генералова (Движение и музыка, сб.) помогает развитию пространственной локализации и прослеживающих функций.
Ко второму типу упражнений и игр, которые дополнила коррекционными задачами, отнесла, например, игру «Дождик», автор С. Меерсон (Музыкальные игры и пляски для дошкольников, сб., 1963).
Для того чтобы в этой игре успешно решать такие коррекционные задачи, как развитие ориентировки по цвету, совмещению зрительного и слухового образов, ввела в игру платочки красного и желтого цветов и два домика тех же цветов, сделанных из листов большого картона.
Дети бегают по залу, фиксируя свой взгляд на платочке, который они держат перед собой в слегка приподнятой руке. На музыку «Дождь» дети с красными платочками должны спрятаться в красный домик, с желтыми - в желтый. При повторении игры домики переставляю.
К этому же типу отнесла игру «Мячики прыгают, мячики покатились», автор Ф, Теплицкая (Музыкальные двигательные упражнения в детском саду, сб., 1969).
Для успешного решения в этом упражнении таких коррекционных задач, как развитие глубинного зрения и глазомерной оценки протяженности, изготовила из картона большие плоскостные корзиночки, раскрасила их в желтые, красные, зеленые, оранжевые цвета и прикрепила к задней спинке стула. Стулья расставила на некотором расстоянии друг от друга по кругу. На 1-8-й такты дети (мячики) легко прыгают внутри круга, 9-12-й такты- разбегаются (катятся) в корзиночки.
Эту игру со временем усложняю, увеличивая зрительную нагрузку: сначала предлагаю детям (мячикам) катиться в самые близкие к ним кор-зиночки, затем — в дальние. Иногда расставляю стулья с корзиночками тремя рядами у центральной стены. Каждый ряд корзиночек определенного цвета (красного, желтого, оранжевого). Согласно заданию мячики (дети) катились в корзиночки первого, второго и третьего ряда. Это упражнение развивает не только глубинное зрение, но и визуальное восприятие цвета. Упражнение проходит живо, весело.
Нравится детям так же упражнение с флажками, автор О. Каменецкая, музыка Ф. Шуберта. Для этого упражнения изготовила из дерева квадратные подставки диаметром 20X20 см с ячейками. В конце упражнения ребенок должен вставить в ячейку флажок. Попасть палочкой флажка в ячейку нужно быстро и точно одновременно с окончанием музыки. Таким образом, это упражнение способствует развитию глазодвигательных функций, фиксации и локализации взора.
К третьему типу упражнений и игр отнесла упражнения с крупными иллюстрациями, с мячами, с обручами, которые также развивают зрительный анализатор, помогают развитию микроориентировки, совмещению зрительного и слухового образов.
Например, полезно для детей упражнение «С обручем и лентой» на музыку английской народной мелодии.
Дети стоят перед лежащим на полу обручем. В руках у них лента на палочке.
1—8-й такты. Приподняв руку перед собой над обручем, делают мелкие движения кистью. Лента, чуть касаясь, пола, играет внутри обруча. Ребенок следит за тем, чтобы играющая лента не ушла за пределы обруча.
9—16-й такты. Рука ребенка с лентой описывает круговые движения лентой вокруг обруча, как бы обрисовывая его, вправо, а при повторении музыкальной фразы — влево. Все повторяется другой рукой.
Упражнение, помимо музыкальной задачи, имеет своей целью тренировку мелких мышц руки, развивает функции глаза и способствует цент-ральной фиксации.
Игра «Дети идут в гости» (музыка «Медведь» В. Ребикова, «Заинька», русская народная музыка, «Петушок» в обработке М. Красева) способствует совмещению у ребенка зрительного и слухового образов, развивает подражательные умения, зрительную память. Решаются эти коррекционные задачи таким образом: по залу разложены четыре больших плоскостных обруча.
Около каждого обруча стоит лист картона с изображением медведя, зайца, петушка, собачки. Рисунки крупные, красочные. Животные изображены на них в наиболее характерных позах. Под музыку «Прогулка» Н. Преображенского дети с воспитателем идут в гости к мишке. Подходят к изображенному на рисунке медведю и лежащему около него обручу. Звучит музыка «Медведь». Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение медведя и принять ту же позу.
Дети, у которых поза медведя получилась лучше, переступают через обруч (идут жить в дом медведя).
Далее воспитательница ведет детей к зайке, петушку, собачке. Все повторяется, пока дети не обойдут всех персонажей и не найдут себе домик.
Хочу отметить, что предмет, с которым ребенку приходится исполнять какие-либо движения, должен быть детально изучен им при помощи зрения и осязания, поэтому предварительно даю его в руки ребенку. Иногда делаю это в игровом порядке, используя дидактическую игру «Волшебный мешочек». При объяснении часто использую наглядно-игровые методические приемы, например, прежде чем показать всем детям, как свободно, не задевая друг друга, расположиться в зале, объясняю и показываю аналогичное расположение с помощью шишек на столе.
Предлагаю детям сесть вокруг стола и раскладываю на нем шишки. Их столько же, сколько детей. Сначала собираю все шишки горкой в центре стола, затем раскатываю их, занимая все свободное пространство. После этого предлагаю детям выбрать себе шишку и говорю, что сейчас мы будем превращать эти шишки в человечков. Раздаю всем маленькие шапочки разного цвета из бумаги (как грибки) с проволочкой на конце и дети надевают их на шишки. Получаются игрушечные человечки.
Предлагаю собрать человечков вместе в центре стола и говорю: «Раз, два, три—по столу беги». Все человечки разбегаются. Я еще раз уточняю, что каждый человечек не должен мешать другим и бежать только по своей дорожке.
На следующем занятии раздали детям такие же шапочки, только побольше. «Хотите поиграть, как вчера в ваших человечков?» Дети охотно согласились: они собрались в центре зала и хлопали ритмично под музыку в ладоши, затем разбегались в разные стороны (двигались в соответствии с изменением метроритма в русской народной мелодии «Мил сердечный друг»).
При обучении детей построению в круг раскладываю по кругу цветной шнур с прикрепленными на нём, на одинаковом расстоянии погремушками. Ребятам предлагаю стать вокруг обруча у каждой погремушки (под первую музыкальную фразу) и ритмично греметь ею (под вторую фразу). После этого погремушки и шнур убираю, а внимание детей обращаю на то, что круг-то остался, да еще с окошечками. Повторяли это упражнение на нескольких занятиях, пока умение, строиться в круг, не было достигнуто.
Упражнения и игры планирую, придерживаясь принципа постепенного усложнения. Например, в упражнении «Передача платочка» (музыка Т. Ло-мовой, которое способствует развитию глазодвигательных функций, водящий по мере передачи платочка от одного ребенка к другому должен следить за ним глазами. Сначала используется один платочек, а по мере усложнения добавляется второй и третий.
Для развития у детей с нарушением зрения пластичности и координации движений с музыкой я включаю танцы и пляски разных жанров. При выборе танцевальной композиции я отдаю предпочтение произведениям с сюжетной линией, стараюсь привнести игровой момент в разучивание танцевальных движений, использую игры со словом. В зависимости от возраста и воз-можностей детей, я ставлю парные танцы (польку, вальс, галоп, менуэт и т. д.). По подгруппам разучиваем образные танцы (петрушек, гномов, цветов, матрёшек и многие другие). Большое значение придаю приобщению детей к многонациональной культуре и традициям нашей страны через народные игры и хороводы (русские, украинские, белорусские и т. д.). В процессе постановки парных танцев в мальчиках воспитываются мужские качества: мужественность, смелость, надёжность, уверенность. В девочках культивируется женское начало: нежность, грациозность, женственность, красота.
Сольные номера поручаю уверенным в своих возможностях воспитанникам. Робких детей привлекаю сначала в групповые выступления, чтобы не травмировать их психику, а затем, по мере их раскрепощения, также даю возможность проявить себя в качестве вокалиста.
Практика показывает, что детям с нарушением зрения лучше удается инсценирование песен, небольшие музыкальные игры-драматизации с ди-намичным сюжетом, с выступлениями подгруппами. Это обусловлено неустойчивостью их внимания, быстрой утомляемостью. Все эпизоды сказки проигрываются отдельными этюдами, в которых по желанию участвуют все дети. Таким образом, сказка-драматизация превращается в большую игру-драматизацию.
Определяющую роль в развитии музыкальных способностей и устойчивого интереса к музыкальному искусству я отвожу вокальной работе с детьми, в том числе постановке певческого голоса.
Для этого использую разные приемы: пение цепочкой, с солистами, подгруппой.
В соответствии с содержанием и xapaктером песни можно и нужно применять «звучащие жесты» или шумовой оркестр. Например, «украшать» музыку проигрыша или «находить пульс» песни.
Работая над песней, мы с детьми очень подробно разбираем все слова и словосочетания, так как дети с нарушением зрения и речи не всегда правильно понимают смысл даже знакомых слов.
Развивая у детей певческий голос, необходимо добиваться звонкости и полётности его звучания в удобной для каждого ребенка тесситуре.
Очень важно вовремя заметить начинающееся у детей утомление и перейти на другой вид деятельности, лучше - на музыкальное движение, чтобы снять напряжение.
Многие дети часто и с удовольствием исполняют полюбившиеся им песни не только в музыкальном зале, но и в повседневной жизни, иногда сочиняют свои песенки, как правило, озвучивая какую-нибудь игрушку или свою роль в сюжетно-ролевой игре.
Доказано, что пение и игра на музыкальных инструментах лучше всего развивают музыкальный слух. Я придаю большое значение систематическому обучению детей игре на музыкальных инструментах. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух. С младшей группы я включаю в занятия различные шумовые инструменты: колокольчики, хохломские ложки, погремушки и т. д. Учу детей «играть» музыкальными молоточками сначала на ладошках, а потом на колокольчиках, металлофонах, ксилофонах. Постепенно, начиная со средней группы, ввожу разнообразные звуковысотные инструменты: детские гусли, арфы, ксилофоны, пианино. Игра в оркестре не только развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения (рук, но и является очень хорошим коррекционным упражнением для глаз.
Детский оркестр часто подчеркивает пульс, особенности ритмического рисунка песни или украшает проигрыш к ней, иногда выделяет ритмический рисунок в танце. При этом активизируется внимание детей с нарушением зрения к средствам музыкальной выразительности данного музыкального произведения.
Полученные на музыкальных занятиях знания и умения регулярно закрепляются в повседневной жизни. Анализируя свою работу, пришла к выводу, что хорошие результаты возможны при подгрупповой и индивидуальной форме работы с детьми с нарушением зрения.
Систематическое использование на музыкальных занятиях коррекционных упражнений дало следующие результаты:
— К концу дошкольного возраста дети, ранее неуверенно пе-редвигающиеся, плохо ориентирующиеся, страдающие нарушением координации движений, стали свободно перестраиваться.
-Будущие первоклассники стали легко справляться с заданиями, связанными с прослеживанием за движущимися объектами.
-Безошибочно определять, что расположено ближе, что дальше, в каком направлении нужно двигаться, чтобы скорей достигнуть цели.
-Научились быстро находить центр бубна с наклеенным на нем «глазком», середину палочки в игре «Карусель» и т. п.
-Легко совмещать зрительный и слуховой образ.
-У всех детей повысилась активность на занятиях, появилось желание принять участие во всех играх и плясках.
Многие дети продолжают свое музыкальное развитие в музыкальных школах и центрах дополнительного образования. Мы тесно сотрудничаем с педагогами детской музыкальной школы. Наши дети принимают активное участие в городских конкурсах: «Звёздный дождик», «Красная горка», где неоднократно становились лауреатами, а так же выступают с поздравительными концертами перед ветеранами.
Таким образом, мы убедились, что проводимые на музыкальных занятиях коррекционные упражнения, народные игры, игры драматизации, танцы и пляски разных жанров, инсценирование песен, игра на музыкальных инструментах способствовали решению поставленных коррекционно-развивающих и воспитательных задач, которые решались в единстве со всеми специалистами (тифлопедагогом, логопедом, психологом, воспитателями и, конечно, медперсоналом).
Без сомнения, мы должны стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, выходя из дошкольного учреждения в жизнь, находил для себя в музыке «опору и утешение» (П. И. Чайковский).
Список используемой литературы.
1. Н. А. Ветлугина «Художественное творчество и ребенок»,
2. В Байтуганов, Т Мартынова Хрестоматия Сибирской народной песни.
Детский народный календарь. «Книжница», 2001 г. ,
3. Г. М. Науменко «Хоровод круглый год»;
4. А. И. Красило «Психология обучения художественному творчеству»,
учебное пособие для психологов и педагогов. М., 1998 г.
5. М. Ю. Новицкая «От осени до осени». Хрестоматия. М., 1994 г.
6. Н. Н. Гилярова «Хрестоматия по русскому народному творчеству», М. ,
1996 г.
7. Журнал Музыкальный руководитель, №6, 2007 Статья «Особенности музыкального воспитания дошкольников с нарушением зрения»
Автор: А. В. Щегловитова, муз. Руководитель г. Химки.
8. Л. Феоктистова музыкальный руководитель яслей-сада № 277, Москва
Журнал Музыкальный руководитель