Ольга Калентьева
«Помощники в воспитательно-образовательном процессе». Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложится его отношения с другими людьми.
Учитывая то, что особое место в игре детей занимает кукла, на протяжении многих лет применяю её в своей работе, как помощника в воспитательно-образовательном процессе для более успешного усвоения детьми программного материала.
Публикация «„Помощники в воспитательно-образовательном процессе“, Из опыта работы» размещена в разделах
Создавая очередную сюжетную игрушку, стараюсь придать ей такой образ, что бы она вызвала у детей к себе интерес, желание с ней общаться и действовать. Ведь если герой будет детям симпатичен, то они лучше и легче усвоят то, что с ним связано, а что бы вызвать интерес к происходящему, представляю детям героя ярко, образно, эмоционально, вызывая к нему сопереживание. Главная особенность игрушечного персонажа в том, что все проблемы, события и приключения связаны с познанием реальных предметов и явлений нашего большого мира.
Установлены правила обращения ребё нка с сюжетной игрушкой: она имеет место, имя. Дети учатся ухаживать за ней: не бросать, не держать за волосы, за ноги, если с игрушкой случается неприятность, то чиним их вместе с детьми.
В своей работе ставлю перед собой цель: усвоение программного материала с помощью сюжетной игрушки. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1. Обучать и закреплять основы безопасной жизнедеятельности соответственно с возрастом детей.
2. Приучать детей следить за своим внешним видом. Формировать элементарные навыки поведения во время еды, умывания, пользование носовым платком.
3. Формировать экологическую культуру детей на протяжении дошкольного возраста (растение, животный мир).
4. Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.
5. Стимулировать память, внимание, воображение и речь детей.
6. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу детей при оказании помощи игрушкам.
Сюжетная игрушка «Стобед»
Игрушка сделана из готовых форм. Это герой рассказов книги Геннадия Блинова «Непослушный Стобед». Стобед подвижный, любознательный, веселый игрушка-мальчик, но многого не знает и не умеет, и по этому с ним происходят всевозможные истории. Стобед учит детей на своих ошибках как избежать беды, находясь дома, на улице, на природе. Дети полюбили Стобеда, он стал для них другом, горячо обсуждают истории, произошедшие с ним, делают выводы, как надо было поступать, чтобы не случилось беды.
Дети старшего возраста очень любят отгадывать загадки, которые загадывает Стобед. Например: «Какое лекарство самое горькое?» - выслушав ответы детей, Стобед называет свой правильный ответ: «Самое горькое лекарство то, которое пьют взрослые», и звучит рассказ о том, как девочка увидела бабушкины таблетки разноцветные, как конфетки, решила их попробовать и что из этого вышло. Проводит «Уроки мышления», которые заставляют детей думать, размышлять, делать выводы, закрепляют полученные знания по здоровьесбережения и получают новые. Например: «Вы подошли к окну и увидели, как из окошек соседнего дома валит дым и показались языки пламени. Что делать?» - дети рассуждают, предлагают свои версии. Вмести со Стобедом, делают вывод: «Можно сказать об этом взрослым, если они дома или позвонить в пожарную часть по номеру 01 и вызвать помощь». Тут же Стобед предлагает детям обыграть эту ситуацию. Дети набирают номер пожарной части, учатся сообщать о происшествии, называют свое имя, фамилию, адрес.
Аналогичные уроки мышления и обыгрывание сложившихся ситуаций проводятся на закрепление ПДД, учат детей, как вести себя, если вдруг: ими заинтересовался незнакомый человек, ребенок нашел «ничейный» пакет, коробку и т. п., он один дома и в дверь позвонил незнакомый человек и просит открыть дверь и т. д.
В младшем возрасте Стобед помогает детям усвоить культурно-гигиенические навыки, а так- же учит и «учится» у детей как вести себя в окружающей обстановке, чтобы не навредить себе и окружающим, тем самым малыши познают азы правил безопасного стиля жизни. В этом возрасте Стобед не просто друг, но и партнер по игре. Он принимает участие в разной деятельности детей: на прогулке, в игре, в чтении книг, просмотре мультфильмов. Сюжеты действия со Стобедом основываются из наблюдения за детьми. Например: «Стобед хочет пойти с детьми на прогулку посмотреть, где дети играют и во что. На прогулке Стобед то и дело совершает поступки, которые могут навредить ему или детям (прыгает со стола, бросается песком, пытается залезть на дерево, рвет на клумбе цветы и т. п.). Дети учат его, почему нельзя этого делать тем самым закрепляют правила поведения на участке. Перечень игровых сюжетов:
- Стобед знакомит малышей с книгой «Уроки безопасности», которую он купил в магазине: вместе с детьми читают текст, рассматривают иллюстрации, обсуждают поведение героев книги;
- увидев на стене плакат «Уроки безопасности» Стобед интересуется его содержанием, задает детям вопросы, побуждает детей повторять и закреплять уроки безопасности;
- Стобед хочет поиграть с мячом, но в группе мало места. Как быть? Дети приглашают Стобеда в спортзал, поиграть с мячом, учат его разным действиям с мячом.
- дети идут смотреть мультфильм «Уроки тетушки совы» (уроки безопасности) и берут с собой Стобеда, чтобы он тоже вместе с ними учился безопасному стилю жизни;
- Стобед загрустил, у него болит голова. Как ему помочь? Разворачивается сюжетная игра «Больница».
- по окончании тихого часа в спальню приходит Стобед и предлагает детям разучить новый комплекс гимнастики в постели.
- через игровые упражнения дети учат Стобеда как правильно мыть руки, пользоваться носовым платком, как вести себя за столом во время приема пищи, пользоваться столовыми приборами, сервировать стол.
Вязаные куклы Дед, Бабка, внучка Таня
Это куклы настольного театра.
Помимо их непосредственного использования они являются моими помощниками в экологическом воспитании. Они приходят на занятия, вне занятий с их помощью дети знакомятся с овощами, фруктами их пользой для человека. Герои вместе с детьми принимают участие в посадке огорода на окне, учат детей ухаживать за овощами. Знакомят детей с домашними животными и их пользой для человека. Например: Дед с Бабкой загрустили, пришла пора сажать огород, а силы нет. Кто им поможет? Дети вызываются им помочь. Бабушка приносит семена лука, чеснока идёт работа по исследованию овощей, затем посадка огорода. Лук сажают в землю и в воду для дальнейшего сравнения и наблюдения за ростом растений. Герои помогают ребятам вести календарь роста лука. Аналогично ведётся работа по выращиванию рассады цветов.
Бабушка в образе Бабушки - загадушки приходит к детям с загадками о домашних животных, овощах, фруктах. Присутствует на познавательных занятиях: «В гости к бабушке», «На бабушкином дворе», а так же участвуют в обыгрывании потешек: «Баба сеяла горох.», «Еду-еду к бабе к деду.», «Ладушки-ладушки» и т. п.
Куклы театра на гапите
Кукол театра использую в мотивациях к занятиям, ввод в игру.
Например: в первой младшей группе - из-за ширмы неожиданно появляется лисичка, напевает песенку: Я, лисичка, я сестричка,
Я хожу не слышно.
Рано, рано поутру
На охоту вышла. Тем самым привлекает к себе внимание всех детей.
-Как думаете, кто я? (лисичка)
-Какая я? (рыжая, красивая, весёлая, добрая)
Если малыши затрудняются отвечать, лисичка говорит сама и побуждает детей
проговаривать эти слова.
-А вы хотите со мной поиграть? (да)
Проводится подвижная игра «Лиса и зайцы».
Или, мотивация к занятию по звуковой культуре речи, звук — «р». Обращаю внимание детей на то, что кто-то плачет на полочке, где находится театр на гапите. Оказывается это волчонок. Он жалуется детям, что не умеет рычать, хотя и волк. Ребята выражают желание оказать волчонку помощь. По ходу занятия волчонок вместе с детьми учиться, выполняет задания и упражнения, проговаривает чистоговорки. На протяжении занятия дети замечают его ошибки, исправляют их, закрепляя тем самым своё звукопроизношение, учат правильно ставить язычок, говорить чисто, вести диалог, отвечать на поставленные вопросы т. п.
Со средней группы дети уже самостоятельно действуют куклами, учатся ими управлять через обыгрывание стихов, потешек, произвольных диалогов, обыгрывают фрагменты из знакомых сказок. Устраивают самостоятельный показ сказок друг для друга.
Таким образом, результатом игр с сюжетной игрушкой является успешное усвоение детьми программного материала. Дети учатся сопереживать героям, воспитываются такие нравственные качества, как доброта, внимательное, заботливое отношения к окружающим. Формируется начало экологического воспитания.