Из опыта работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду комбинированного вида

Светлана Бутковская
Из опыта работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду комбинированного вида

(слайд 1) Включение ребенка с Ограниченными Возможностями Здоровья в среду ДОУ комбинированного или компенсирующего видавозможно при соблюдении определенных условий:

Организации безбарьерной среды;

Повышении квалификации педагогов ДОУ;

Организации психолого-педагогического сопровождения.

Ведь все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.

(слайд 2) Отсюда формируется установка работы: к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

(слайд 3) Коллектив нашего детского сада использует единый «Принцип педагогической экологии» (Р. В. Овчаровой, который заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

(слайд 4) Психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ как форма взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, действует на основании Методических рекомендаций Министерства образования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000г. № 127/901 – 6.

(слайд 5) ПМПк ДОУ предполагает выработкуколлективного решения о мерах педагогического воздействия:

Обеспечение общей коррекционной направленности образовательного процесса;

Организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов;

Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни.

(слайд 6)ПМПк ДОУ выступает как инструмент социального взаимодействия:

Методическая помощь педагогам, специалистам ДОУ;

Просветительская и профилактическая работа в социуме;

Консультативная помощь семье;

Установление социального партнёрства.

(слайд 7) В нашем ДОУ ПМПк – это объединение специалистов ДОУ, реализующее стратегию сопровождения включенного ребенка.

Содержание деятельности консилиума НАШЕГО детскогосада включает в себя:

Обсуждение специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с ОВЗ;

Обсуждение сложившейся образовательной ситуации;

Разработка и реализация общей стратегии заданной Психолого-Медико-Педагогической КОМИССИЕЙ и конкретных тактик включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную практику при направлении его в наше ДОУ.

(слайд 8)Задачами ПМПк инклюзивного ДОУ являются:

Разработка тактических задач сопровождения;

Конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия;

Подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников.

Кроме задач, определенных методическими рекомендациями, инклюзивная практика актуализирует еще одну задачу – сопровождение всех детей группы, в которую включен ребенок с ОВЗ.

В состав ПМПк ДОУ входят: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, врач-невролог, врач-педиатр, медсестра, инструктор ЛФК, медсестра по массажу, физио медсестра.

Председатель ПМПк:

Обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ;

Координирует связи консилиума с другими звеньями образовательного процесса;

Обеспечивает легитимность и обязательность решений консилиума;

Контактирует с родителями (законными представителями);

Несёт ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.

Состав консилиумаДОУ может варьироваться в зависимости от образовательных потребностей ребенка: одни специалисты (например, психолог или логопед) работают постоянно, другие (воспитатель, муз. руководитель, медсестра по массажу) – меняются. Это накладывает определенные условия на совместную деятельность и взаимодействие специалистов.

(слайд 9) Успешная деятельность ПМПк определяется организацией ПМП сопровождения детей с ОВЗ. В нашем ДОУ организация психолого-медико-педагогическогосопровождения детей с ОВЗ включает в себя:

• Выявление уровня, особенностей развития, резервных возможностей ребенка;

• Комплексное изучение личности ребенка;

• Выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития;

Разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда мер, рекомендуемых педагогам и родителям и Программы КРР;

• Формирование у обучающих адекватной оценки проблем детей, консультативная помощь семье.

Задачами и видамидеятельности ПМПк ДОУ является:

Разработка и уточнение ИОМ, определение условий и технологий психолого-педагогического сопровождения;

Динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;

Моделирование индивидуально ориентированных образовательных и коррекционно-развивающих программ на основе использования существующих программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития детей;

Изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ (например, изменение соотношения индивидуальных и групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т. п.);

Выявление среди основного контингента воспитанников детей с особыми образовательными потребностями, не проходившими обследование в ПМПК, но нуждающихся в психолого-педагогической поддержке;

Мониторинг образовательной и социальной адаптации всех воспитанников инклюзивных групп;

Координация взаимодействия всех специалистов ДОУ по организации инклюзивной практики;

При выявлении изменений психофизического и соматического состояний, для уточнения или подтверждения диагноза направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.

(слайд 10) Вышеперечисленные задачи решаются на плановых и внеплановых консилиумах ДОУ.

Плановый консилиумрешает следующие задачи:

Уточнение стратегии и определение тактики ПМП сопровождения детей с ОВЗ;

Выработка согласованных решений по определению ИОМ и дополнительных программ развивающей, коррекционной и абилитационной работы;

Оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

Как правило, плановые консилиумы проводятся 3 – 4 раза в год.

Внеплановые консилиумы

Собираются по запросам специалистов и/или родителей.

Задачами внепланового консилиума являются:

Решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

Коррекция направления раннее проводимой коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности;

Решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного ОУ, либо повторное прохождение ПМПК.

(слайд 11) Одно из условий успешной социализации детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении, является не только создание определенной среды и материально – технической базы в ДОУ, но и психологическая готовность педагогического коллектива и родительской общественности к принятию такого ребенка в своем коллективе. Ведь отношение детей друг к другу в большей степени зависит от отношения взрослых к особенным детям.

(слайд 12) Взаимодействие ПМПк с родителями

• Взаимодействие осуществляется на договорной основе между ДОУ и родителями (законными представителями);

• Обследование ребёнка специалистами осуществляется по инициативе родителей

• Изменения условий получения коррекционной помощи осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей

• Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) и предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

ПМПк нашего детского сада придерживается следующих принципов в работе с семьей,имеющими ребенка с ОВЗ:

• дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи и состояния здоровья ребенка;

• целенаправленность, систематичность, плановость;

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать, видеть и обсуждать, как живет и развивается его ребенок).

(слайд №13) А общий принцип Психолого-Медико-Педагогического Сопровождения детей с ОВЗ в нашем ДОУ это Только вместе, сообща.

(слайд 14) Мир «особого» ребенка безучастен и пуглив.

Мир «особого» ребенка интересен и красив.

Мир «особого» ребенка – он открыт для глаз чужих.

В мир «особого» ребенка допускают и других!

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать!

Публикации по теме:

«Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни«Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни «Доктор Пилюлькина советует!» Беседа с детьми о здоровом образе жизни. Задачи: формировать понимание необходимости заботиться.

Анкета для родителей 1. Есть ли у Вас дома (место проживания) компьютер? ДА НЕТ 2. Как Вы оцениваете свои навыки работы с компьютером? Не разбираюсь,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Из опыта работы психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду комбинированного вида
Опубликовано: 8 октября 2014 в 20:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...