Юлия Понамаренко
Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников» размещена в разделах
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Анализ психолого – педагогической литературы
Прежде чем приступить к работе над конкретной темой «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников», я изучила и проанализировала научно – методическую и психолого педагогическую литературу по теме: «Театрализованная деятельность в детском саду».
«Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева. «Театрализованные игры дошкольников» Л. В. Артемова.
«Театрализованная деятельность в детском саду» А. Е. Антипина. Программа «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокина.
Таким образом, изучив психолого - педагогическую литературу я пришла к выводу, что используя данный материал в практике своей работы, можно повысить интерес к театрализовано - игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.
Основнаяпроблема
Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Куклы Барби, роботы, монстры, киборги, компьютеры не способны компенсировать полное психическое и социальное развитие личности. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Цель:
Повышение интереса детей к театрально - игровой деятельности.
Задачи в работе с детьми:
ОО «Социализация»
1. Развивать умения взаимодействовать с партнёром. 2. Пробуждать интерес к театрально - игровой деятельности.
ОО «Коммуникация»
1. Развивать все компоненты устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
ОО «Чтение художественной литературы»
1. Формировать интерес и потребности в чтении. 2. Развивать умение слушать произведение внимательно, не отвлекаясь.
З. Формировать умение понимать содержание произведения, давать им элементарную оценку; умение рассматривать иллюстрации, воспроизводить по ним текст; умение пересказать сказку.
Технология использования инновационного опыта
Свою практическую работу я построила следующим образом:
1 .Работа с детьми (совместная деятельность педагога и детей). 2. Работа с родителями. 3. Работа с воспитателями. 4. Создание развивающей среды.
В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов. Составила перспективный план работы с детьми по теме: «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников». При составлении плана руководствовалась примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительными программами (частично) «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Театр - творчество - дети» Н. Ф. Сорокиной. Учитывая принцип интеграции образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми), я включала театрализацию во все виды детской деятельности :
«Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество»,«Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».
Работая над темой опыта, внесла изменения в предметно - развивающую среду : оформила «Театральный уголок». Изготовила пособие для театрализованных игр «Волшебный теремок», обновила театр шапок и настольный театр. Вместе с родителями позаботились о том, чтобы в театральном уголке появились новые перчаточные и пальчиковые герои. Пополнила книжный уголок красочно иллюстрированными русскими народными сказками, предусмотренными программой.
Разработала рекомендации и консультации для родителей и воспитателей.
Методы применяемые в работе с детьми:1 .Игровые. 2. Наглядные. 3. Словесные.
Приё мы применяемые в работе с детьми:
1 .Чтение художественнойлитературы. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Дидактическая игра 4. Театрализованные игры и драматизация. 5. Танцевальное и песенное творчество 6. Литературные игры и викторины. 7. Художественное творчество. 8. Подвижные игры.
Первые спектакли, которые мы поставили были «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Элементы театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности : познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.
Участвуя в театрализованных играх, дети стали участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дало им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно с театрализованной игрой я прививаю им устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склоняются в пользу семьи, другие отдают предпочтение общественным учреждениям. В основе новой компетенции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
В работе с родителями по данной теме необходимо решить задачи, которые я поставила перед собой:
1 .Раскрыть перед родителями роль повышения интереса детей к театрально -игровой деятельности.
2. Установить преемственность в работе с семьёй.
3. Искать пути естественного включения семьи в процессе воспитания
ребёнка.
Проделанная мною работа способствовала развитию у детей интегративных качеств:
«Любознательный, активный» :
проявляют интерес к различным видам игр;
любят слушать новые сказки, с большим интересом рассматривают иллюстрации в книгах, участвуют в обсуждениях;
пытаются петь, подпевать, двигаться под музыку.
«Эмоционально отзывчивый» :
умеют проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим; делают попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь;
эмоционально - заинтересованно следят за развитием действий в играх
драматизациях и кукольных спектаклях;
пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.
«Способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками» :
умеют в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками;
умеют делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
Работа с родителями:
1 .Индивидуальные беседы, консультации. 2. Родительские собрания в форме мастер классов. 3. Стендовые консультации и рекомендации. 4. Привлечение к оформлению развивающей среды группы. 5. Детско - родительские выставки рисунков. б. Анкетирование.
Работа с педагогами:
1. Педагогические советы. 2. Открытые мероприятия. 3. Консультации и рекомендации. 4. Семинары – практикумы.
Результаты педагогической деятельности
Благодаря проделанной работе:
•дети освоили невербальные свойства общения (жесты, мимика, движения);
*речь детей стала более связной, выразительной; ^расширился их словарный запас;
*дети научились выражать свои чувства и понимать чувства других;
*стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать;
*у детей появился интерес к театру, русской народной сказке, книге, к искусству вообще.
Вывод: Наблюдая положительную динамику проводимой работы, считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми. В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы с театром, больше привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.