елена сепливенко
Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого продуктивная деятельность, которая влияет на развитие творческих способностей детей в детском саду. Продуктивная является одним из важнейших средств познания мира, формирование знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Публикация «Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Наш сад работает по программе “Радуга”, задача которой является развитие творческих способностей по средствам деятельности. Изученные мною научно – методические источники позволили мне углубленно работать над темой «Продуктивная деятельность детей дошкольного возраста».
Была поставлена цель - сделать жизнь детей интересной и содержательной; раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Для успешного достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- подобрать конкретные формы продуктивной деятельности для применения в дошкольном возрасте.
- создать атмосферу, способствующую раскрытию собственного «Я», «хочу – могу – сделаю».
- формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах художественно – продуктивной деятельности
В своей работе по данной теме руководствуюсь принципами:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
- На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
- На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
- На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:
в начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Заняться проблемой изучения темы «Продуктивная днятельность детей дошкольного возраста" меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными, природными материалами. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании, лепке, работе с природным материалом неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы художественно – продуктивной деятельности. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Эти наблюдения позволили мне организовать кружок детского творчества «Мастерилка».
Были разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями.
В процессе обучения дети знакомились с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.
Актуальность данной темы в том, что продуктивная деятельность с использованием различных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Методы и приемы, применяющиеся на занятиях, направлены на развитие самостоятельности и активности детей. Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, но и отдавать себе отчет в том, что видят и слышат
Занятия в кружке «Мастерилка» требовали продуманной подготовки материалов, оборудования – от этого во многом зависело успешное выполнение работы детьми.
В работе с детьми использовала метод, который не требует от детей профессионального изображения. Таким образом, необходимо расширить опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть природными и изоматериалами и способами создания поделок.
Нетрадиционный подход к выполнению работ дал толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Стимулом для развития интереса к продуктивной деятельности является тесный контакт с художественной школой. Каждый год с началом учебного года вместе с детьми ходим туда на экскурсию. Где преподаватели художественной школы знакомят детей с оборудованием, работами воспитанников школы, дают возможность попробовать свои силы в поделках.
Детей очень привлекают нетрадиционные формы работы, используемые материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Наиболее интересными занятиями стали: коллективная работа «Рыбки в аквариуме», работа с природным материалом «Братья ежики», работа с бумагой «Кот рыжик», «Плетеная салфетка». В совместной работе с детьми мы изготовили в технике оригами фигурки зверей, деревья, что позволило вместе с детьми сочинить сказку «По лесным тропинкам».
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. На родительских собраниях родители делились опытом изготовления поделок из природного материала. Интересными встречами с родителями стали консультации «Мохнатые игрушки», «Костюмы к спектаклям и праздникам», «Домашняя мастерская», «Игрушки из бумаги и картона». Результатом совместной работы детей и взрослых стали выставки «Умелые руки не знают скуки», «Бумажные цветы». Работу с родителями построила по принципам:
- отказ от критики участников процесса;
- учет интересов семьи;
- обучение и воспитание родителей (андрология)
Следуя этим принципам мне удалось не только научить родителей делать игрушки и организовывать досуг детей дома, но и оказывать им помощь развитии художественно – творческих способностей.
При такой организации свободного времени ребенок может наиболее полно и всесторонне усвоить программу, приобщиться к миру прекрасного, овладеть новыми видами техники и обработки материалов для осуществления творческих задач.
Считаю, что правило трёх “П” - понимание, приятие и признание – фундамент общения людей любого возраста. И если мы хотим, чтобы наши дети умели делать выбор самостоятельно, нам, взрослым, нужно принимать и признавать их интересы.
Организация занятий строится в форме партнёрской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.
Он обеспечивается
• определённым стилем поведения педагога,
• организацией общего пространства деятельности,
• привлекательностью и осмысленностью предлагаемой детям работы,
• выбором по интересам и возможностям,
• “открытым временным концом”,
• и дополнительно мотивирующим участием взрослого.