Лучший педагог года

Экологическое воспитание в программе «Детство» (из опыта работы)

Виктория Шарашкина
Экологическое воспитание в программе «Детство» (из опыта работы)

МБДОУ «ЦРР детский сад №63»

Из опыта работы

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОГРАММЕ

«ДЕТСТВО»

ГЛАЗАМИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Воспитатель В. В. Шарашкина

г. Владимир

2014 г.

Публикация «Экологическое воспитание в программе „Детство“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Экологическое воспитание в программе «Детство» глазами воспитателя

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Цель программы : обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства : интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

Цели экологического воспитания по программе «Детство».

• Расширение и углубление представлений о природе.

• Освоение навыков и умений по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы

Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью

Воспитание эстетических чувств, связанных с красотой природы.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

К наглядным методам относятся

1. наблюдение,- могут быть эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут (таяние снега при разной температуре, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель, например, наблюдения за хомячками

2. рассматривание картин,

3. демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов (по темам, например, фильм «Органы чувств человека»

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Виды моделирования в нашей группе;

• календарь погоды;

• календарь наблюдений за птицами;

• модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение);

• модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами);

• модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);

• модель «Дикие животные»;

• модель «Домашние животные»;

• модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост);

• модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету);

• модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету);

• обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу).

Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их (например, «Север-царство льда», «Что такое огонь?» «Как животные приспособились к зиме», «Комнатные растения - наши спутники».

Формы экологического образования

• организованная образовательная деятельность

• образовательная деятельность в режимных моментах

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями воспитанников

Организованная образовательная деятельность включает

1. экологические занятия

2. уроки доброты

«Что значит быть добрым?»;

«Когда я был добрым по отношению к природе»;

«Кто может считаться заботливым?»;

«Как заботиться о комнатных растениях?»;

«Что такое бережливость?».

3. Экологические праздники и фестивали;

4. Экологические наблюдения

Их цель — сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей.

Образовательная деятельность в режимных моментах

1. экологические экскурсии :

• Путешествие в весенний лес

• Деревья на нашем участке

• Знакомство с овощными культурами на огороде

2. экологические акции :

• лучшая кормушка для птиц

• раздача изготовленных детьми листовок на тему «Покормите птиц зимой»

3. экологические кружки :

«Юный эколог»

4. экологические сказки; экологические тренинги; инсценировки, театрализации и т. д.

5. Экологические выставки и экспозиции:

Тематика может быть самой разнообразной:

«Лес — друг человека»;

«Богатства недр нашей Земли»;

«Человек и его добрые дела на Земле»;

«Родные просторы» и т. д.

Взаимодействие с семьями воспитанников :

1. КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес" :

• Знакомство детей с охраняемыми растениями

• Обитатели нашего двора

«Зеленые» друзья

2. экологические тренинги;

3. эколого – краеведческие семейные маршруты;

4. экологический музей.

Самостоятельную деятельность детей:

1. коллекционирование;

Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы. открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.

2. экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.) :

• Угадай чей дом.

• Игры на скакалке.

• Загадай, мы отгадаем.

3. лаборатория юного эколога;

4. ведение фенологических календарей природы;

Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. К сожалению, в нашем детском саду нет эколога, экологической комнаты и лаборатории, поэтому при организации экологической деятельности с детьми, мы используем, в основном, традиционные объекты среды. Это, прежде всего, уголок природы и озеленение на территории детского сада. При подборе растений мы руководствуемся следующими требованиями:

• безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);

• растения должны быть интересны для наблюдения;

• растения должны быть разнообразны по видам;

• желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;

• подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В нашей группе уголок природы находится в наиболее светлой части комнаты, окна которой выходят на юго-восток. Расположение объектов удобно для свободного доступа детей, организации наблюдений и ухода. Размещая объекты в уголке природы, мы также учитывали экологические особенности и потребности живых организмов. Важен также и эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. В нашей группе они представлены различными экологическими группами :

• растения засушливых мест – алоэ, сансевиера, зигокактус;

• влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;

• умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум и т. д.

В групповой комнате (старшей группы) мы разместили разнообразные по внешнему виду растения. Они отличаются друг от друга формой, величиной, расположением листьев, окраской. Чтобы было интересно наблюдать за растениями, мы подобрали разные по строению стебля растения. Это аспарагус, бегония-рекс, камнеломка, традесканция, пеларгония, сансевиера. Во время наблюдений, трудовой деятельности в уголке природы мы показываем детям растения с разными способами размножения: стеблевыми, например, традесканция; листовыми, например, сансевиера. А также такие растения, которые размножаются черенками, делением куста, отпрысками. В группе имеются несколько экземпляров пеларгонии, это дает возможность знакомить детей с характерными особенностями каждого вида (пеларгония зональная, душистая, крупноцветковая – разнообразные по форме листья, форма и окраска цветов). Кроме постоянных обитателей уголка природы мы вносим в группу ветки деревьев для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени. Например, весной мы наблюдали за ветками тополя, посаженными в банку с водой, а затем рисовали их с натуры. По мере набухания почек, а затем появления первых листочков дети замечали изменения и отображали в рисунках свои наблюдения. Также, периодически в уголке природы находятся временные объекты – лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных. Кроме названных объектов, в уголке природы находятся также: альбомы, книги, энциклопедии, содержащие материал природоведческого характера; дидактические игры природоведческого содержания; различные природные материалы и поделки из них, сделанные совместно с родителями. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Публикации по теме:

План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.

Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в программе «Детство» (из опыта работы)
Опубликовано: 12 февраля 2014 в 15:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД