Папки-передвижки

Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (1 часть)

Елена Владимировна Полещук
Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

2 часть

Изобразительная деятельность

с позиции новой парадигмы.

При обучении детей рисованию традиционная педагогическая теория и практика избрала для себя абстрактную проекцию: в фокусе ее внимания оказывается детская рука, согласующая с изобразительным образом (не важно- задан ли вовне, или ребенок ориентируется на него по памяти). Так или иначе, но именно действующая рука ребенка становится главным предметом работы педагога.

Публикация «Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (1 часть)» размещена в разделах

Другой взгляд на изобразительную деятельность в новых действующих программах "Радуга", Из детства в отрочество", "Развитие".

Рисование в "Радуге" рассматривается не только как важное средство эстетического развития ребенка, но и как условия его эмоционального благополучия, а также современного и полноценного психического развития. Авторы программы полагаются на исследования психологов, которые установили, что представления детей 5-го года жизни о предмете во многом отличаются от самого предмета, а лишь отдельные стороны, которые произвели на них наибольшее впечатление. При этом получение от восприятия представления не остаются неизменными, а постоянно меняются и преобразуются. Кроме того, происходит процесс обобщения представлений, и дети изображают в рисунках не то, что они видели, а то, что они себе представили, вообразили сами.

Поэтому рисунки детей четырех лет специалисты относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с ручной умелостью ребенка.

Несмотря на то, что движения руки к четырем годам уже в значительной степени сформированы, они еще недостаточно скоординированы. Действия детей 5-го года жизни, как правило, неуверенные, скованные, неточные.

Поэтому на начальных этапах обучения дошкольники все цело поглощены процессом нанесения линий, пятен, а зрительный контроль за направлением движения часто отступает или сведен до минимума. Сосредоточив внимание на проведении линий, ребенок как бы "забывает" о форме, которую необходимо передать.

С возрастом происходит резкое ускорение темпов развития сложных двигательных навыков.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом:

• К четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, знать названия основных цветов и некоторых оттенков;

• В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

• Дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность ребенка пятого года жизни воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение.

Благодаря этому, даже самые маленькие несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения.

Однако отношение детей к цвету как свойству, присущему данному предмету, неустойчиво. Поэтому, повторяя изображение какого-либо предмета, ребенок может изменить его окраску по своему вкусу.

Исходя из этого, авторы программы предлагают развивать изобразительные возможности, выполняя следующее:

• создать в группе условия самостоятельных занятий рисованием с использованием палитры и побуждать к экспериментированию цветом;

• на занятиях рисованием научить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;

• помогать овладевать приемами декоративного оформления уже созданного рисунка и научить украшать поверхность вылепленных изделий (процарапывание, печатание, налипы и др.);

• способствовать проявлению и реализации в рисовании индивидуальных интересов и предпочтений детей и развивать способность к изобразительному творчеству.

Программа "Из детства в отрочество" наряду с учебными задачами большое внимание уделяют созданию условий, необходимых для занятий изодеятельностью.

Авторы предлагают для изобразительной деятельности выделить помещение, в котором организовать изостудию, отвечающую современным требованиям: нейтральный цвет стен, и изобилие света, что создает простор для детской фантазии и способствует творчеству. В изостудии ничто не должно отвлекать внимание ребенка, но у стены обязателен подиум с кубами разных размеров, на которые ставят образцы декоративно-прикладного и народного творчества, предметы, картины, рассматриваемые в ходе занятий. Рядом с изостудией можно расположить кабинет с необходимыми для работ материалами.

В группах нужные для изодеятельности инструменты и материалы собраны в одном удобном и доступном для детей месте. Удобны небольшие многоярусные подставки, которые легко переносятся детьми. На них лежат карандаши, фломастеры и краски. У каждого ребенка индивидуальный пенал и папка для работ, которые он выполняет в свободной самостоятельной деятельности.

Рекомендуется иметь зону продуктивного творчества, за которой педагогу необходимо следить. Следить за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии, чтобы наличествовали не только карандаши и краски, но и пастель, уголь, соус, сангина.

Хорошо в группе продумать место для полочки красоты, и зоны отдыха, где проводится работа по эстетическому развитию детей и расширению их представлений о многообразии окружающего мира по системе, разработанной в программе "Из детства в отрочество".

Программа предлагает перед началом учебного года проведения серии контрольных занятий со следующими критериями оценок:

• Способность рисовать по замыслу.

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче :

а) выбор изобразительного материала;

б) умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

в) использование декоративных элементов в рисунке.

• Отсутствие изобразительных штампов.

• Уровень воображения, фантазии.

Авторы программы считают, что контрольные занятия необходимы: через систему контрольных занятий педагог может проследить, двигается ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя; что было упущено в его развитии, какова мера чужого влияния на его рисунок.

Контрольные занятия нужны не для отчетности, а для педагогов как показатель уровня развития творческих способностей детей и отправная точка для выбора нужного направления в работе.

Важную роль в проведении изобразительной деятельности имеет создание у детей хорошего настроения, доброжелательного отношения и интереса к занятиям. Предлагается свободный выбор изобразительных материалов, и сразу становится видно, кто чему отдает предпочтение, в какой технике ребенок чувствует себя увереннее, что у него еще не получается, в чем ему надо помочь.

Особое внимание уделяется анализу детских работ. При анализе рекомендуется оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Рекомендуется также регулярно оформлять выставки детских работ.

Формы работы могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Публикации по теме:

Аттестация воспитателей. Публикации в журналах.Аттестация воспитателей. Публикации в журналах. Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу поделиться радостью, и, может быть, кому-нибудь пригодится эта информация. Я имею в виду воспитателей,.

Основные особенности УМК «Английский в фокусе» данного этапа обучения (2 класс), информация для родителей Основные особенности УМК "Английский в фокусе" данного этапа обучения (2 класс): 1. используется принцип устного опережения 2. обучение построено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (1 часть)
Опубликовано: 12 января 2015 в 10:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (1 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Полещук (УИ 289149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД