Приложение МААМ

Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (2 часть)

Елена Владимировна Полещук
Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (2 часть)

1 часть

Программа "Развитие" основопологается на психологических исследованиях, в которых указывается, что в построении и воплощении художественного образа должно участвовать все тело ребенка. При этом осмысленное телесное движение является самоценным моментом изобразительной деятельности.

Публикация «Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (2 часть)» размещена в разделах

Это отчасти противоречит традиционному пониманию природы продуктивной деятельности с ее направленностью на "конечный результат". На начальных этапах развивающего обучения рисованию особое внимание уделяется развитию у ребенка способности эмоционально переживать свое продуктивное действие, состояние выполняющего его органа (органов) и одновременно выражать через действие строй собственных переживаний и чувств. Дети учатся "слушать" свои руки, все тело в момент создания и "опредмечивания" образа. Для этого используются методики "вхождения" в целостное психосоматическое состояние, аналогичное тем, что практикуются в процессе развития культуры движений и оздоровительно-развивающей работы. Тело в эти моменты достаточно подвижно: дети принимают разнообразные позы, иногда "пританцовывают", живой характер носит мимика. Большую роль тут играют кинестетические (исходящие от движущихся органов) ощущения. Дети помогают себе рисовать не только движением, но и голосом. Рекомендуются и уже хорошо известные практикам возможности рисования под музыку.

Наряду с этим предлагается применять самые различные орудия рисования. Дети рисуют не только карандашами, кистями или мелками, но и любыми другими предметами, которые хоть как-то приспособлены для этого, например, деревянными палочками и ладошками, посредством движений ног, оставляющих следы, глаз, языка, носа (в воздухе, дыша на холодное стекло и т. п. Дошкольники овладевают и простейшими приемами монотипии (техники графического оттиска). В качестве материала, на который наносятся рисунки, помимо бумаги, используется песок, гладь воды, не говоря уже о всевозможных бытовых вещах.

Этот путь избирается не ради стремления к необычности. На фоне богатства материальных средств образного выражения он способствует развитию в изобразительной деятельности осмысленной, в конечном счете- одухотворенной моторики. Одухотворенные орудийные действия ребенка являются ведущим механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит и способом построения и реализации замысла рисунка. Они придают изображению смысловую ценность, когда сама форма этой целостности ребенку не дана. Возникающая при этом сильная эмоциональная "подпитка" образа может приводить к раскрепощению у детей резервных эстетических возможностей.

С учетом сказанного на первых этапах обучения рисованию с детьми проводится работа по созданию экспрессивных эскизов на тему задаваемого педагогом изобразительного образа.

В этом процессе дети творчески преобразуют, проблематизируют, "отстраняют" образец. Так, "входят" в нужный образ, в простейшем случае они рисуют "веселую линию", "уставшую линию", аккуратную линию", колючую линию", и т. п. ; "добрый круг, "умный круг", "важный круг" и др.

Работая, дети не стеснены в выборе орудий изобразительной деятельности. Такое рисование может быть названо выразительным в противовес подражательному рисованию.

Однако дело не ограничивается лишь выражением детского смысла (замысла) в том или ином материале. Ведь через воплощающиеся в рисунке (затем и в письме) осмысленное движение руки ребенок обращается к другому человеку-взрослому, сверстнику и т. д., осуществляет работу по построению общения с ним. Такое общение связано с передачей через рисунок не только уже готовых, но и складывающихся личностных смыслов слов.

Поэтому на следующем этапе обучения изобразительной деятельности на передний план выступают коммуникативные задачи. Дети адресуют друг другу своеобразные изобразительные "послания" (экспрессивные эскизы) на заданную тему. Это могут быть рисунки передающие настроение, внутреннее состояние, отношение к другу и т. д. Работа протекает в форме взаимного осмысления рисунков, специфического "обмена смыслами", по возможности исключающего оценочные суждения относительно качества изображения.

Взаимная оценка приобретает особое значение уже на последующих этапах обучения: среди детей разворачиваются диалоги и дискуссии по поводу рисунков.

Особое внимание в программе уделяется целостной системе взаимодействия "ребенок-взрослый". Как показали классические исследования. А. В. Запорожца, к концу дошкольного возраста заметно усиливается роль подражания взрослому. Вместе с тем разные типы совместной деятельности ребенка и взрослого порождают разные способы усвоения изобразительной культуры, по 0разномусказываются на духовном развитии ребенка. В современном обществе существует по крайней мере три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения изобразительной культуры.

Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах. Взрослый предстает перед ребенком как вполне законченный носитель социально заданной суммы знаний, умений, которую ребенок должен усвоить путем копирования при скрупулезном контроле со стороны наставника.

Второй тип - совместная деятельность вроде бы изживает недостатки первого, образовательное содержание внешне облекается взрослым в проблемную форму - приобретает вид разного рода задач, которые предлагают ребенку.

Третий тип - в его контексте совместной деятельности становится возможным творческое приобщение ребенка к изобразительной культуре.

Здесь возникает ситуация неопределенности, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствовавших у каждого из субъектов такой деятельности.

Разъясняя типы совместной деятельности, авторы не призывают к тотальной перестройке всего педагогического процесса ДОУ на базе третьего типа совместной деятельности, в духе развивающего дошкольного образования.

Таким образом, программы основопологаются на исследованиях, которые предлагают посмотреть на изобразительную деятельность с позиции новой парадигмы :

- Учитывание психического развития детей в области изобразительной деятельности.

- Становление развивающегося общения в совместной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления.

Принципы развития художественно-эстетической одаренности дошкольников (из опыта работы) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (2 часть)
Опубликовано: 12 января 2015 в 10:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность с позиции новой парадигмы (2 часть)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Полещук (УИ 289149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД