Юлия Варварица
Проект по формированию толерантности у дошкольников «Я — гражданин мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №4 "Сказка"
Проект : Я гражданин Мира
Выполнила: Варварица Ю. А.
г. Протвино
Сведения о проекте дошкольной образовательной организации
Название проекта : «Я гражданин Мира» - формирование этнокультурной толерантности у дошкольников.
Публикация «Проект по формированию толерантности у дошкольников „Я — гражданин мира“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Срок реализации проекта : 2017- 2018г. г.
Ключевые слова: дошкольник, толерантность, этнос, культура, фольклор.
Основная идея проекта :
В концепции модернизации российского образования до 2020 года говорится: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства». Более того, Концепция 2020 определяет толерантность как общественную ценность наравне со здоровьем, семьей, патриотизмом.
Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, традиции, религию, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников толерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную адаптацию и к условиям обучения в школе. Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур.
Актуальность проблемы
В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому, на мой взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка. Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Россию. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание
Обоснование значимости
- Разработка спроектированной модели формирования этнокультурной толерантности в образовательной среде;
- Создание педагогических условий, которые будут способствовать формированию этнокультурной компетентности старших дошкольников.
Цель проекта
- Объединение усилий семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей
Ключевые задачи проекта
- Расширить знания дошкольников о национальностях, традициях других народов, мировых религиях и фольклоре;
- Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по данному вопросу
- Познакомить дошкольников с национальной одеждой, кухней;
- Приобщить детей к народным играм мира, танцам, песням;
- Воспитать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру;
Ожидаемые результаты проекта
- Создание условий для приобретения детьми навыка бесконфликтного социального взаимодействия и развитие у старших дошкольников навыков коммуникации
- Пополнение банка подвижных игр народными играми;
- Знакомство с народным фольклором, танцами, песнями;
- Пополнение картотеки детской художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, загадки);
Ожидаемые эффекты проекта
- Положительное отношение к реализации данного проекта; - участие родителей в проводимых мероприятиях;
- Успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
- Положительный психологический климат в группе.
Ожидаемая практическая значимость.
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей, а дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу.
Наименование этапа. Содержание деятельности.
1 этап подготовительный: создание условий
- Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических ресурсах.
- Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы. Повышение собственной компетенции по теме проекта.
- Определение степени готовности воспитателей, родителей (законных представителей) к формированию толерантности детей в культурно - досуговой деятельности. С этой целью необходимо разработать анкеты для педагогов и родителей и провести анкетирование.
- Разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей воспитанников в вопросах формирования этнокультурной толерантности детей.
- Подготовка организационно-методической документации:
2 этап основной: практическая деятельность
Работа с родителями:
- Родительское собрание «Знакомство с проектом по воспитанию этнокультурной толерантности». Цель: познакомить с целями, задачами реализации проекта, содержанием, направлениями в работе, планом совместных мероприятий.
- Консультация «Развитие толерантности, как объективная потребность современного общества»
Работа с детьми:
- Занятия по толерантности проходят в виде игры эстафеты «Почта Дружбы». Эстафета заключается в том, что из почтового ящика мы достаем письма и посылки из разных стран и республик России, в которых по согласованию с родителями помещен материал по теме «Этнокультурная толерантность». Это флаги и гербы, рисунки и фотографии национальных костюмов, это – слова приветствия (здравствуйте, добрыдень, добры дзень, норок, лаба дена, гамаджвеба и др). На каждое такое занятие мы знакомимся с играми разных народов и национальными угощениями. Прослушиваем попевки, заклички, песенки разных народов. Изучаем народные инструменты страны, из которой нам пришло письмо на нашу почту дружбы.
- Познавательные беседы и презентации: «Путешествие по миру», «Национальный народный фольклор», «Танцы и песни разных народов», «Традиции и обычаи различных стран», «Ремёсла и быт».
- Изучая расположение и очертания континентов и морей, гор, рек, лесов и степей, историю открытий новых земель - мы получаем представления о географии планеты, где мы живем. Изучение различных религиозных традиций и вероучений, преданий и обрядов — не менее интересно и важно, так как через него мы получаем представления о «географии» духовного мира человечества, совершаем путешествие в глубины культуры. Познавательные беседы «Религии мира».
- Проведение различных международных праздников согласно календарю.
КАЛЕНДАРЬ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ
СЕНТЯБРЬ
1 сентября - День знаний
9 сентября - Международный день красоты
21 - сентября - Международный день мира
27 сентября - Всемирный день туризма
ОКТЯБРЬ
1 октября - Всемирный день пожилого человека
1 октября - Международный день музыки
4 октября - Всемирный день животных
9 октября - Всемирный день почты
НОЯБРЬ
4 ноября - День народного единства
16 ноября - Международный день толерантности (терпимости)
20 ноября - Всемирный день ребенка
21 ноября - Всемирный День приветствий
ДЕКАБРЬ
10 декабря - День прав человека
ЯНВАРЬ
1 января — Всемирный день мира / День всемирных молитв о мире
11 января - Всемирный день «спасибо»
21 января - Международный день объятий
ФЕВРАЛЬ
21 января - Международный день родного языка
МАРТ
1 марта - Всемирный день кошек
3 марта - Всемирный день писателя
8 марта - Международный женский день
21 марта: Праздник - День Земли
22 марта: Праздник - Всемирный день воды
27 марта - Международный день театра
АПРЕЛЬ
1 апреля - Международный день птиц
2 апреля - Международный день детской книги
7 апреля - Всемирный день здоровья
12 апреля - Всемирный день авиации и космонавтики
22 апреля - Международный день Земли
23 апреля - Всемирный день книг
29 апреля - Международный день танца
МАЙ
15 мая - Международный день семьи
18 мая - Международный день музеев
ИЮНЬ,
1 июня - Международный день защиты детей
9 июня - Международный день друзей
23 июня - Международный олимпийский день
25 июня - День дружбы и единения славян
ИЮЛЬ
11 июля - Всемирный день шоколада
АВГУСТ
8 сентября - Международный день грамотности
9 августа - Всемирный день коренных народов мира
19 августа - Всемирный день фотографии
- Чтение художественной литературы: сказки народов мира.
- Прослушивание и анализ музыкальных произведений композиторов разных стран.
- Игровые ситуации и дидактические упражнения:«Мои соседи», «Мы – разные, но мы вместе!», «Приготовим национальное блюдо», «Узнай костюм по описанию", «Найди характерные признаки".
- Динамические паузы включают в себя разучивание элементов национальных танцев («Гопак», «Молдаванеска», «Гасма» и др).
Проведение совместных мероприятий в целях реализации задач проекта :
- Совместные детско-родительские мастер-классы.
- Тематические выставки детско-родительских поделок и творчества родителей.
- Презентация детско-родительских проектов «Народный костюм»;
- Домашние совместные с детьми просмотры мультфильмов, видеороликов и социальной рекламы, рекомендованных воспитателем, их анализ и обсуждение
- Совместно с родителями организованные спортивные, музыкальные и фольклорные праздники.
3 этап завершающий: подведение итогов
- Проведение праздника фольклорная гостиная «Национальные традиции гостеприимства».
- Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов:
Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах.
- Оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего использования результатов работы по проекту.
- Обобщение положительного опыта работы в данном направлении.
-Трансляция опыта учреждения в СМИ, сети Интернет.
Заключение
Приобщение ребенка к культурным народным традициям положительно сказывается на формировании толерантных убеждений и взглядов. Многие дошкольники понимают, что в культуре каждого народа есть нечто свое, неповторимое, а потому и особенно ценное, что национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет. Культура создается сообща, она интернациональна, принадлежит всему человечеству, а значит, служит объединению народов. Работа по направлению формирования этнокультурной толерантности решает задачу «заботы о преуспевании единого многонационального российского народа и поддержке межэтнического мира и согласия». Фиксация личного опыта, приобретаемого на разных мероприятиях, а, самое главное, опыт деятельности позволяет приблизиться к заявленной в новом стандарте цели современного образования.
Фольклорная гостиная «Национальные традиции гостеприимства».
За две недели до праздника родителям желающим принять участие выдается анкета: «Я гражданин мира». По своему желанию они могут выбрать любую национальность, которую хотят представить (не обязательно свою). Родители с детьми ведут поисковую деятельность – подбирают фольклорный материал для защиты выбранной нации и национальности. За несколько дней до проведения гостиной анкеты собираются, а с участниками согласовываются их номера: (танцы, песни, подвижные игры, сказки, угощение).
Анкета «Я гражданин мира»
Ф. И. ребенка___
Национальность___
Приветствие___
Слова прощания___
Угощение___
Костюм___
Музыкальный инструмент___
Песня___
Игра___
Стих ___
Сказка ___
Пословица или поговорка___
Традиция___
Цели: укрепление национальных связей
Патриотическое воспитание
Знакомство с традициями народов
Укрепление связей между поколениями
Оборудование
Плакаты
Народные инструменты: трещотки, ложки, балалайка, каннель (Эстония, чанга (Таджикистан, кеманча (Азербайджан, бандура (Украина).
Костюмы разных национальностей
Русская печка
На столах самовар, баранки, каравай.
Раскраски (разные страны)
Примерный сценарий, который может быть изменен в зависимости от результатов анкетирования.
Приветствие
(раздается колокольный звон)
Входит ведущая в русском сарафане:
- Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Ведущий:
Россия, Россия! Края дорогие!
Здесь издавна разные люди живут.
По-разному люди танцуют,
По-разному люди поют.
«Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной»
1-ребё нок: Земля всех краше
Среди планет сестёр,
Над нею неба голубой шатёр.
Его леса подобны чуду,
Моря и реки восхищают всех.
2-ребё нок: Здесь хорошо живётся детям.
Пусть дружат дети на планете:
Хоть русские, хоть американцы,
Хоть украинцы, хоть африканцы.
Ведущая: Мы рады сегодня приветствовать друг друга на разных языках.
Много людей встречаю я.
И все они, конечно, мои - друзья.
Повстречаю я русских,
«Добрый день им скажу» А они мне ответят:
Русские «Здравствуйте, добрый день»
Ведущий: Днепр из поезда вижу,
Дальней дали дивлюсь.
Украина, ДОБРЫДЕНЬ!
Украинцы: здоровеньки буллы.
Ведущая: Добры дзень, Беларусь!
Белорусы: Добры дзень, добрый дзень
Ведущая: Сколько мест и названий!
К друзьям сотни дорог.
Добрый день молдаване!
И в ответ мне…
Молдаване: норок!
Ведущий: Теплый край Узбекистан
Солнечным зовется,
Говорим друзьям – Салям!
Мира вам и счастья отзовись Узбекистан,
Поприветствуй нас…
Узбеки: Малейкум Асалам!
Ведущая: Армения, ты вся в напевах,
Ты и поэт и муза ты
В твоей душе как в листьях древа
Румянятся слова плоды
Баревдзес скажу армянам.
Те ответят
Армяне: баревдзес
Ведущая: Поприветствуем татар мы – скажем им
Асалам Малейкум
Татары: малейкум асалам.
Молдаванам скажем Бунэ зиуа!
Литовцу – лаба дена! А латышу – свейки!
Кого мы встретим, всем мы рады и скажем дружно:
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
Дорогих гостей встречаем вкусным, пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
Русские: Балалайка, балалайка.
Балалайка три струны.
Есть еще трещотки, бубны
У моей родной страны.
Русские исполняют песню с использованием народных инструментов.
Украинцы: И бандура поет, и народ веселится,
Украинец и в песнях и в танцах мастак.
Всюду радостный труд и счастливые лица.
Шире круг! Украинский веселый гопак!
Украинцы танцуют гопак.
Белорусы: Моя отчизна - реки нивы,
Над Неманом-Зеленый гай.
Пригожий Брест и Минск шумливый-
Вся Беларусь из края в край.
Рассказ с показом кукольного театра
Белорусская сказка. Котик Петрик и мышка.
Однажды котик Петрик захотел поймать мышку. Петрик был ещё маленький и никогда не видел мышей. Только от взрослых котов слышал, что они всегда ловят мышей. И Петрику очень захотелось поймать мышку, чтобы поскорее стать взрослым котом.
Пошёл Петрик на гумно. Ходил, ходил – никого нет. Вдруг в соломе как зашуршит! Петрик прыгнул и увидел маленького зверька с длинным хвостом. – Ты кто? – спросил Петрик.
- Мышка.
- Вот ты мне и нужна!
- Зачем?
- Не знаю зачем, знаю только, что котам надо ловить мышей!
Мышка и говорит:
- Коты ловят мышей, чтобы играть в кошки – мышки. Хочешь научу тебя?
- Конечно, хочу, - сказал котик Петрик.
- Тогда встань в уголок, сказала мышка, - закрой глаза и считай до трёх, а
потом лови меня!
Котик Петрик встал в уголок, закрыл глаза, как сказала мышка, досчитал до трёх, посмотрел, а мышки и след простыл.
Белорусы: Трам, там, там.
Без картошки худо нам!
Со стола бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть ее вареной,
Иль в мундире запеченной.
Трам, там, там.
Без картошки худо нам!
(проходят с подносом и всех угощают картошкой)
Молдоване: Мозаика природы и труда,
Молдова милая моя.
Застывших волн зелёные холмы
И хлебный запах стриженной копны,
Гроздь винограда, солнца жар,
Прохлада сада, абрикос пожар,
Искуственных озёр блестящих зеркала,
Бунт горных рек Днестра, Прута,
Молдова милая моя.
Рассказ о традиции: Издавна всех молдаван объединяет праздник Мэрцишора, который отмечают с приходом весны – 1 марта. Все от мала до велика дарят друг другу красно-белые украшения ручной работы в виде двух сплетённых нитей с цветочками на конце.
Мэрцишор носят в течении месяца, прикрепив к одежде, на левой стороне груди. В конце месяца его снимают, загадывают желание и вешают на дерево.
Ведущая: Нет в мире детей, которые не любили бы играть. Некоторые игры общеизвестны и знакомы вам. Но есть у каждого народа и свои народные игры.
Ведущий: И пусть мальчишки и девчонки,
Вся озорная детвора
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Добро пожаловать, игра!»
Узбеки: Когда вы будете в Узбекистане,
То, как бы вы с дороги не устали,
Я знаю, каждый в гости звать вас станет
Радушными нелживыми устами.
Узбекская игра «Канатоходцы»
В эту узбекскую игру можно играть впятером и более. Игра прекрасно развивает координацию движений.
Правила игры просты. Сначала на площадке чертится прямая линия длиной от шести до десяти метров. Затем по считалке среди участников игры выбирается «наблюдатель», который будет следить за игроками.
В ходе игры необходимо передвигаться по начерченной на асфальте линии, будто по канату. Для сохранения равновесия допускается разводить руки в стороны.
Тот, кто сойдет с черты – «слетит с каната», выходит из игры и становится новым «наблюдателем».
Казахи: Он так красив, просторами чаруя,
Наш Казахстан, навеки мы с тобой!
Где вольно кочевал народ, живу я.
Летает в небесах орел степной.
Могучих гор красивых обаянье,
Степей бескрайних, бархатный ковер!
Озер и рек, морей очарованье,
Так привлекателен чарующий простор!
Казахская игра для детей - Белая кость (Ак суек)
Белая кость или Ак суек - это очень веселая казахская деткая игра. Принимать участие в Ак суек может неограниченное число участников. По условиям игры определяется один ведущий, который держит в руках белую кость (кость можно заменить и другим атрибутом, таким как кегля или мяч). Остальные дети встают в ряд лицом к ведущему. Ведущий кидает кость вперед, как можно дальше за шеренгу, приговаривая: "Белая кость — знак счастья, ключ, лети до луны, до белых снежных вершин! Находчив и счастлив тот, кто тебя в миг найдет!". Участники в это время не имеют права оборачиваться или оглядываться, чтобы не видеть в каком точно направлении полетела кость. По команде ведущего, которая звучит так: "Ищите кость — найдете счастье скорей! А найдет его тот, кто быстрей и ловчей!",- дети разбегаются в поисках кости. Победит тот, кто быстрее всего отыщет кость и принесет ее ведущему. Если в момент, когда нашедший кость бежит к ведущему, его настигает кто нибудь из участников игры и успевает коснуться его, то догнанный игрок должен передать кость догнавшему его игроку. Хитрость игры заключается в том, что тот, кто нашел кость первым должен постараться не выдать себя, чтобы никто из участников не кинулся его догонять. Например он может крикнуть, что кость найдена другим игроком и с разочарованным видом пойти к ведущему, а пока игроки поймавшись на уловку кинутся за указанным игроком, кость будет незаметно передана ведущему. Победитель имеет право загадать желание, чтобы проигравшая группа или кто-нибудь из участников игры, например, спел для него песню.
Латыши: По песочечку гуляют чайки,
Разыгралась на море заря.
Я хожу по берегу без майки,
Собирая горсти янтаря.
Сверчок – латвийская активная игра. Чтобы в нее играть никаких дополнительных предметов не требуется. Необходимо некоторое число участников (от 4 и более).
Активная игра "Сверчок"
Все участники выбирают для себя какое-нибудь растение (цветок, дерево, кустарник и так далее) и называют его вслух.
Один из участников говорит: «Сверчок прискакал на луг и сел на рябину». Игрок, который выбрал себе это дерево, должен сразу откликнуться: «На рябине сверчка не было, ускакал на колокольчик» и так далее.
Игроку, который ошибется, например, назовет не участвующее в игре растение, или сразу не откликнется после того как назвали присвоенное ему растение, начисляется штрафной балл.
Выигрывает игрок или игроки набравшие меньше штрафных баллов.
Татары: Мы Вам представляем татарский орнамент,
Изучим сегодня мы сущность его.
Ведь древние люди в нем выражали,
Обычаи, мировоззрение свое.
Орнамент служил оберегом людей,
Расшифровывать элементы им было не лень.
Рисунок узоров с веками менялся,
Переосмысливался, воспринимался.
Волнообразный орнамент - вода,
Важнейший источник жизни она.
Круги и розетки - солнце и жизнь,
Роговидный орнамент сила и прыть.
Лотос - цветок - чистота, непорочность,
Тюльпан отражает чувства, любовь.
Трилистник - богатство природы нам дарит,
Хризантема своей красотой восхищает.
Ведущая: С татарским мы орнаментом
Сегодня познакомились.
Возьмите все карандаши
Мероприятие не окончилось
Сейчас мы всем вам раздадим,
Фартуки с сапожками,
Воспроизведите в них узор,
Все то, что Вы запомнили.
Армяне: Послушай, друг мой, как поет дудук,
Как сердце светлой грустью наполняет,
Как наши души вновь объединяет
Пропитанный судьбою горькой, звук.
Послушай, друг мой, как поет дудук,
Как много в этой музыке печали.
В ней плачь сердец, которые страдали
От боли расставаний и разлук.
Послушай, друг мой, как поет дудук,
Как много в этой музыке надежды,
Она нам души греет, как и прежде
Согрела нашим прадедам, мой друг.
Прослушивание записи музыкального инструмента «Дудук».
Ведущий: Россия! Словами тебя не измеришь.
Просторы твои не исходишь и в год!
С тобой нерушимой и дружной семьею
Стран соседних цветет хоровод.
Под мелодии разных народов каждая семья раскрашивает картинку своей страны (вывешиваем картины).
Ведущая: Есть на земле священные границы,
Но пограничных нет на них солдат.
Через границы те бежит пшеница.
На них в обнимку яблони стоят.
Ты их пройдешь и даже не заметишь,
Что на другую землю ты пришел.
На всем пути друзей хороших встретишь
Из кишлаков, станиц, из дальних сел.
Везде найдешь, с кем думой поделиться
И с песней вдоль по улице пройти.
Есть на земле священные границы.
И есть на свете ДРУЖБА без границ!
Слова благодарности и прощание на различных языках.
Чаепитие с национальными угощениями.