МААМ-картинки

«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников (1 фото)

Светлана Морозова
«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников

Цели: расширить представления детей о стране, в которой они живут, о родном селе, приобщать младших школьников к истокам русского патриотизма, способствовать гражданскому становлению личности, воспитанию ценностного отношения к историческому прошлому нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, Родине; развивать познавательный интерес.

Оборудование: глобус, карта России, государственные символы страны (герб, флаг, гимн, герб г. Тулы и г. Белева, Российские флажки на парте у каждого ученика, выставка книг, открыток, картин о родном крае.

Публикация «„Я — гражданин России“, Урок Отечества для младших школьников» размещена в разделах

«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников

Ход занятия:

1. Постановка темы и цели.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный классный час. Прочитаем его тему. (Тема написана на доске.)

Кто может разъяснить, о чем мы будем сегодня говорить? (О Родине, Отчизне, Отечестве, государстве.) Посмотрите внимательно на глобус и на карту, найдём нашу страну – Россию. Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.

2. Раскрытие понятия «Малая родина»

Учитель. У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете. Место это называют «малой родиной».

У кого-то малая родина – крупный город, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки. И где бы ни жил человек потом, его все время тянет в родные места. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни.

Вот какие пословицы появились у русского народа о Родине. (На доске)

• Всякому мила своя сторона.

• На чужой стороне и весна не красна.

• На чужой сторонушке рад своей воронушке.

• Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

• Дом и стены помогают.

• Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

• Своя земля и в горсти мила.

• Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Вслушайтесь: родители, родственники, родословная… Как называются эти слова? Какой у них корень? Какими словами можно продолжить этот список? (Родина, родня, народ)

А все ли знают, как называется наша с вами малая родина?

За что вы любите свою деревню?

Чем она знаменита?

Послушайте стихотворение:

Село мое

Любимое до боли!

Не ты ль меня заманивало в поле

Шагать навстречу ласковой весне?

А вечерами пело под гармони,

На занавески раскроив зарю…

Не ты ли мне насыпало в ладони

Все те слова, какими говорю

Про дом,

Про лес,

Про роднички в овраге,

И как они к себе манят и ждут…

Когда стихи - не строчки на бумаге,

А те дороги, что домой ведут.

(Г. Штурман. «Село мое»)

3. «Моя малая родина» - часть Тульской области

Учитель. А кто из вас, ребята, знает, как называется район, в состав которого входит наше село? (Белевский)

Такие, как наш, районы образуют Тульскую область с областным центром - городом Тулой, которая является ровесницей нашего районного центра – города Белева. Для нас, живущих в Тульской области, родной является Тульская земля. Красота родного приволья с березовыми рощами, цветущими лугами, зеленью леса воспета нашими поэтами и художниками. Нам стоит гордиться своим краем. Здесь прекрасная природа, трудолюбивые люди. (Обращается внимание на выставку книг, открыток.)

4. «Малая родина» – часть огромной страны

Учитель. Мы живем в Тульской области (показывает на карте, с нами соседствуют другие: Московская, Калужская, Орловская, Липецкая, Рязанская области. И каждая из них имеет свои достопримечательности, свою славу и гордость.

Как маленькие речушки вливаются в большую и прекрасную реку Волгу, так и области образуют одно целое – государство, страну с красивым названием «Россия». Россия – это Родина не одного человека, а целого народа.

Для детей самыми родными являются мама и папа. Родители любят своих детей, заботятся о них. А дети – помощники в семье. И дети, и взрослые – это сыновья и дочери Родины, Отечества, Отчизны (Слова записать на доске.) Эти слова неслучайно пишутся с заглавной буквы. Они дороги каждому человеку, потому что обозначают страну, в которой человек родился.

Ученица (заранее готовилась). Наша страна огромна. Ее территорию на севере омывает Северный Ледовитый океан, на востоке – Тихий, на западе – Атлантический. Границы проходят и по морям, и по рекам, и по суше. Россия не только самая большая страна в мире. Она очень богата, богата полезными ископаемыми, полноводными реками, красивыми озерами, густыми лесами, степями, горами и равнинами. В России много городов, поселков и сел.

(Рассказ можно сопровождать показом слайдов).

5. Объяснение понятие «гражданин»

Учитель. В разных частях России люди живут по-разному, имеют свои обычаи, свой язык. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины.

Итак, мы с вами граждане России, россияне. А кто такой гражданин?

Гражданин – это житель страны, который признает ее законы, любит ее, гордится ею. Вместе с ней переживает ее горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

6. Знакомство с государственными символами страны

Учитель. Что же нас объединяет и делает гражданами одной страны? Это общая территория, законы, которые все обязаны выполнять.

Также у страны есть государственная символика. Какие символы страны вам известны? (герб, флаг, гимн). Символы эти можно увидеть на важнейших политических событиях, на печатных знаках, на форме защитников Отечества, на космических кораблях, скафандрах космонавтов, на костюмах нашей олимпийской сборной.

7. Сообщение с применением компьютера о Российской символике.

1) Герб.

Главный символ любого государства – его герб. Герб России – двуглавый золотой орел, более четырехсот лет олицетворяет нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые ввел его царь Иван III – великий князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, Российской Империи, а теперь России. Внутри герба – герб Москвы. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные одной лентой, символизирующей кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу Земель Русских.

Каждая страна, каждый город имеют свой герб. Давайте рассмотрим и сравним гербы городов Тулы и Белева. (Практическая работа)

2) Флаг.

Слово «флаг» - греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Оно сохранилось и в наше время, хотя используется не так часто.

Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню. По решению Государственной думы и президента Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом. Знаменем Вооруженных Сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты.

Существует несколько версий выбора цвета полос флага:

1) Содружество стихий: моря, земли, неба.

2) Содружество трех славянских народов.

3) Олицетворяют: белый – веру, чистоту, синий – небо, благородство, верность, красный – любовь.

4) Белый – вера, синий – надежда, красный – любовь.

3) Гимн.

Гимн – торжественная песнь, прославляет историю государства, красоту и богатство природы, традиции народа.

Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя.

С 1 января 2001 года государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом С. Михалкова на музыку В. Александрова.

Текст утвержден Государственной думой и президентом. (Знакомство с текстом гимна).

А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд «Символика России». (В приложении).

8. Обобщение материала

Учитель. Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном доме, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный за века опыт, традиции, исторические памятники.

Вы, ребята, граждане своей страны. А, значит, имеете свои права и обязанности.

Каждый гражданин России имеет права на образование. Задача школы – вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников – старательно учиться.

Следует заметить, что кроме права на учебу у школьников есть и обязанности. Какие? (Бережно относиться к школе и своему классу, внести посильный вклад в то, чтобы они оставались красивыми и чистыми. Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте.)

9. Вывод

Учитель. Ребята, вы – будущее нашей страны. И, если вы вырастите достойными гражданами, то страна наша будет только процветать, будет сильной и богатой.

А сейчас проведем викторину.

1. Назовите свою малую Родину.

Какая река протекает по нашей деревне?

2. В каком районе мы живем?

На какой реке стоит город Белев?

3. Назовите областной центр и область, в которой мы проживаем.

4. Название нашей страны и ее столицы.

5. Назовите государственные символы нашей страны.

6. Что собой представляет герб России.

Где его можно увидеть?

7. Что означает двуглавый орел?

8. Что означает щит на его груди?

9. Опишите гербы городов Тулы и Белева.

10. Назовите цвета государственного флага.

Что они обозначают?

11. Что такое гимн?

Когда он исполняется?

Какое чувство мы испытываем, прослушивая гимн?

10. Творческая работа

Учитель. В заключение нашего классного часа выполним творческое задание.

Варианты: составление аппликации родного села, выполнение эскиза герба села, написание мини-сочинений о малой родине и т. д.

___

Литература.

1. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Моя Родина – Россия. Государственные символы России. (Пособие для 3-4 классов начальной школы). - Москва, 2002.

2. Голубева Т. С. Государственная символика России. // Журнал «Начальная школа», №7, 2001.

3. Савин О. М. Слово о родной земле. – Край мой, единственный в мире. – Саратов, 1989.

Публикации по теме:

Презентация «Родина» для занятий по патриотическому воспитанию во второй младшей группе Презентация "РОДИНА". Данная презентация разработанна для занятий во второй младшей группе, по патриотическому воспитанию. Презентация поможет.

Проект по краеведению «Моя Родина» для детей подготовительной к школе группы ВИД ПРОЕКТА: творческо-исследовательский ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный (3 месяца – март, апрель, май) УЧАСТНИКИ: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Я — гражданин России». Урок Отечества для младших школьников
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 15:58
+81Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД