Диля Алтухова
Как я обучаю детей правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Целью работы любого дошкольного педагога является обучить детей безопасному поведению в повседневной жизни. Как всем известно, что легче всего люди учатся на своих ошибках, значит, наша задача создать макет опасной ситуации. В этом случаи ребенок «обожжется» и не пострадает как в повседневной жизни. Но возникает еще одна проблема: «Как заинтересовать ребенка»? Ответ простой - это игра.
Публикация «Как я обучаю детей правилам дорожного движения» размещена в разделах
Современного ребенка очень много опасностей поджидает на улице, поэтому темой моего разговора являются «правила дорожного движения». Но для малышей это очень сложная тема. Она тяжела своими терминами и понятиями. Как объяснить ребенку быстро или медленно, далеко или близко, большой или маленький, безопасно или нет, вперед или назад, вверх или вниз?
На помощь нам приходят опять наши помощники: игра и сказка. На пример, чтобы объяснить эти сравнения можно рассказать сказку про красную шапочку:
Жила-была на свете маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка повсюду в ней ходила. Соседи так про нее и говорили: - вот Красная Шапочка идет! Как-то раз испекла мама пирожки и сказала дочке: - Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожки и горшочек масла, да узнай, здорова ли она. Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке. Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк. (здесь возникает опасность, необходимо сделать паузу и завязать диалог с детьми на эту тему)
-Куда ты идешь, Красная Шапочка? – спрашивает Волк?
-Иду к бабушке, несу ей пирожки и горшочек маслица.
- А далеко ли живет твоя бабушка?
-Далеко, — отвечает Красная Шапочка. – Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края. (далеко- в данном случаи говорит не о расстоянии от одного предмета до другого, а об возможной опасности)
- Ладно, — говорит Волк, — я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. И посмотрим: кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал, что было духу (значит быстро- для того что бы опередить красную шапочку, по самой короткой дорожке. (выбрал дорогу по которой идти ближе) А Красная Шапочка пошла потихоньку по самой длинной дороге. Шла она не торопясь (медленно, по пути останавливалась, рвала цветы и собирала букеты. Не успела она еще до мельницы дойти, а Волк уже к бабушкиному дому прискакал, и в дверь стучится: Тук-тук! …
. и так далее …
Затем необходимо предложить детям поиграть в игру: раздать им различные мячики. (При этом спрашивать «Какой у тебя мячик большой или маленький? Если ребенок затрудняется с ответом, предложить остальным детям прийти на помощь). После по команде дети кидают мячи. Задать вопросы: «Чей мяч улетел далеко?», «Чей мяч улетел высоко?» Дети отвечают. Затем можно устроить игру «Вышибалы».
Следующим этапом знакомимся с такими понятиями как светофор, дорога, тротуар, дорожные знаки и транспорт.
Придумываем сказку про 3-х братьев гномов-светлячков. Назовем ее
«Светофор».
В старинном сказочном лесу жили три брата. Ред- он любил все красное и даже фонарики около его дома были красными, и вообще он считал, что красный цвет самый важный. Гриндиус любил зеленый цвет, фонарики около его дома были зеленного цвета, он считал самым важным цветом зеленый. У Елоуина все было желтое и конечно же самый важный цвет- желтый. Братья любили собраться вечером и поспорить, чей цвет самый важный и красивый: Ред утверждал, что его цвет означает огонь; Елоуин говорил: «мой цвет- цвет солнца», а Гриндиус настаивал, что цвет травы, листьев и леса самый важный и красивый, так как он напоминает о безопасности и спокойствии. Все бы ничего, но однажды случилась беда… Солнце с неба, куда-то подевалось, гномы не успели зажечь свои фонарики и остались в полной темноте. Тогда они перестали спорить, чей цвет самый важный. Эти три гнома объединились и пошли искать солнце. Выходя из дома братья-гномы подметили, что дорожки бывают различной ширины. Между ними завязался спор. Ред утверждал: «большая дорога для самого важного цвета», Елоуин говорил: «все зависит о т настроения пешехода, хочется ему идти по большой дороге- он идет, нету настроения- по маленькой. Гриндиус сказал: «не ссорьтесь братцы, скоро мы это выясним». Не успел Гриндиус произнести свои слова, как поднялся шум и на большой скорости пронесся гигантский грузовик, груженный навозом. Тогда братья поняли, что большая дорога только для автомобилей и ходить по ней «опасно для жизни» .
По дороге гномы стали замечать какие-то таблички, на одной из них был нарисован автобус на синем фоне. Гномы остановились и стали спорить, что это означает (спрашиваем у детей? Неожиданно подъехал и остановился автобус, братья зашли в него. Гриндиус- он был самый общительный из братьев, подошел и поинтересовался у водителя, что означает этот знак. Водитель рассказал братьям,что этот знак означает «автобусная остановка» и если они где нибудь увидят такой, то могут смело дожидаться автобуса.
Автобус подъехал к перекрестку, но не смог проехать через него, потому что несколько водителей не смогли договориться о том, кто должен проехать первым. Тогда братьям пришла замечательная идея- начать регулировать движение. Они распределили свои обязанности так: Ред- любитель красного цвета, так как он был самый грозный, досталась роль перекрывать движение, Елоуину- подготавливать водителей к скорому началу движения, а Гриндиусу- благороднейшему и самому вежливому из братьев приглашать водителей продолжить движение. С тех пор наших трех братьев так и стали называть- «СВЕТОФОР».
А солнышко вскоре само появилось, оно оказывается устало и спряталось за тучки поспать.
После рассказа сказки необходимо устроить закрепляющую игру: надо подготовит макеты рулей и сигналов светофора, разделить, условно, территорию группы (или дворового участка) на улицы,
раздать детям рули и сигналы светофора и объяснить, что за нарушение правил водитель становится пешеходом. Игра началась …
Дальше возникает следующая проблема- необходимых знаков значительно больше, чем в нашей сказке. Я предлагаю следующее решение- подготовить настольную игру «Дорожное лото».
Проводит игру воспитатель. Он знакомит играющих со знаками. Показывает, объясняет их форму, цвет, название, назначение. Например: «На карточке – фишке изображн знак «Движение пешеходов запрещено, он круглой формы с красным окаймлением. На знаке изображн силуэт пешехода чрного цвета с красной полоской. Если установлен такой знак, то движение пешеходов запрещено».
После объяснения всех знаков ведущий разделяет участникам игры игровые карточки, карточки – фишки со знаками перемешивает и кладт в коробку. Затем он достат из коробки любую карточку – фишку и спрашивает: «Как называется этот знак? На чьей карточке он изображн?»
Играющий, у которого на карточке изображн показываемый ведущей знак, говорит: «Это – запрещающий знак» Движение пешеходов запрещено, знак круглой формы с красным окаймлением. На нм изображн силуэт пешехода чрного цвета с красной полоской». Тогда он ставит карточку-фишку на игровую карточку. Знак на карточке – фишке должен совпадать со знаком на игровой карточке.
При правильном ответе карточка – фишка становится на игровую карточку красным кружком вверх.
Игра считается законченной, если у участников игры все знаки на игровых карточках будут заполнены карточками – фишками, а выигравшим считается тот, у кого на игровых карточках больше карточек – фишек.
Успехов …