Екатерина Ванесян
Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда?
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Тема: «Как определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи логопеда?
Становление речи ребенка, как известно, проходит ряд этапов и длится от года до 6 лет. Звуки языка усваиваются не сразу, а от самых простых к более сложным. Звуки родного языка дети усваивают не отдельно, а в составе слова. Сначала коверкают слова, но со временем произношение уточняется и приближается к норме.
Публикация «Как определить, нуждается ли Ваш ребенок в помощи логопеда?» размещена в разделах
На начальном этапе звукопроизношения ребенок учится произносить простые звуки (А, О, Э, и согласные М, П, Б). Так появляются первые слова: мама, папа, баба. По мере укрепления мышц артикуляционного аппарата появляются гласные У, И, Ы, согласные Д, Г, Н,К, Х, Ф, В,Й. Эти звуки появляются уже к 3-м годам. От 3 до 5-ти лет ребенок учится произносить свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ). Важную роль при этом играет речевой слух (или фонематическое восприятие). Если фонематическое восприятие не нарушено, то ребенок свободно различает в речевом потоке звуки речи. Речевое общение будет затруднено, если нарушен речевой слух, который формируется у детей при восприятии речи окружающих и при собственном произношении.
Итак, к 3-5 годам у детей появляются свистящие и шипящие звуки, а к 5-6 годам сонорные, самые сложные в произношение звуки (Р и Л).
Как говорилось выше, сначала звуки проходят ряд этапов становления, искажаются в речи и к определенному возрасту «находят» нужную артикуляционную позицию. Так как же узнать каковы признаки нормального становления звукопроизношения, а где появляется патология в развитии ребенка?
1. Некоторые звуки могут отсутствовать полностью (ОДКА вместо ЛОДКА, АКЕТА вместо РАКЕТА).
2. Ребенок может заменять сложный звук более простым (ШАПКА – САПКА)
3. Когда ребенок научился правильно произносить звук, он еще не везде может правильно его использовать. Бывает, что он употребляет его даже в тех словах, где его не должно быть (САМОЛЕТ – ШАМОЛЕТ).
Такое смешение скоро проходит само собой, если у ребенка нет патологий в речевом развитии. Именно такое становление звукопроизношения и называется «возрастными особенностями детской речи».
Что касается грамматического строя речи, то он тоже развивается поэтапно. К 6-7 годам дети должны правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже; уметь правильно образовывать новые слова; самостоятельно давать описания предметам, пересказывать сказки.
Если все вышеперечисленное наблюдается у вашего ребенка, то нет причин для беспокойства. А если вы замечаете, что ваш ребенок после 5-6 лет все же употребляет неправильные звуки, искажает их, (например С произносит «межзубно», неправильно строит фразу, или использует неправильные окончания, значит это уже не возрастные особенности, а задержка речевого развития, которая говорит о наличии каких-то патологических причин, которые мешают ребенку вовремя овладеть родной речью. В этом случае вам необходима поддержка специалистов : невролога, логопеда, дефектолога.