МААМ-картинки

Консультация «Как помочь малышу четко и красиво говорить»

Наталья Плешкова
Консультация «Как помочь малышу четко и красиво говорить»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с проблемами звукопроизношения зачастую отличаются повышенной возбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Так дети не могут: произнести звуки, которые требуют активного, направленного выдоха, не могут управлять напряжением и расслаблением артикуляционных мышц. Родители и хотели бы помочь своим крохам, но часто не знают, как это сделать.

Стоит начать с чередования расслабления и напряжения во всем теле:

1. «Лёд замёрз – лёд растаял».

Публикация «Консультация „Как помочь малышу четко и красиво говорить“» размещена в разделах

Сначала напрягаем все мускулы тела, и потом полностью расслабляемся. Начинайте постепенно напрягать все мышцы, поочередно и так же, расслаблять. Затем тренируйте одновременное напряжение всех мышц, максимально их задействуйте. И так же с расслаблением.

2. «Уточки летят – уточки прилетели».

Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, и кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и плавно опустив «крылья». Первое время возможно проговаривать ребенку, что на вдохе он поднимается на носочки, на выдохе опускается.

3. Тигр превращается в кошечку.

Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены, а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.

Также, уделяем внимание и правильному дыханию, которое способствует развитию звонкого голоса, опоры дыхания и помогает при постановке и автоматизации звуков:

1. Кораблик на волнах. Положите руки на область диафрагмы. Сделайте вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед, а плечи не двигаются, затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается). Можно сделать бумажный кораблик и вдох-выдох диафрагмы будет имитировать волны, по которым плывет кораблик.

2. Море шумит. Попробуйте это изобразить: вдох – поднимаем руки вверх, выдох – длительно произносим звук «ш-ш-ш-ш» и опускаем руки. Это можно делать каждый день.

3. Полетели. Бумажную бабочку или самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим, а щеки не раздувались при выдохе.

4. Песику жарко. Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть тоже самое повторит кроха.

5. «Буря в стакане». Можно налить в бутылочку или в высокий стакан воду и дать трубочку ребенку, просить пускать пузыри, не раздувая при этом щёки. Так же, можно насыпать пенопластовые шарики в бутылку и следить за тем, чтобы ребенок не вдыхал шарики через трубочку, а выдувал воздух так же, как и с водой, не раздувая щёки.

Подберите для своего чада движения для улучшения темпа речи и произношения звуков:

1. Топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и приговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та».

2. Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой – вправо, левой – влево, произносим «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: «па-па-па» (повторяем 3–4 раза).

3. Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку – хлопок. Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па-па-па», остановка – и снова хлопок.

Задания для освоения ритма также важны для малышей. Попробуйте:

1. Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.

2. Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий – шагом, под очень громкий – бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).

3. Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением:

«там» – делаем указательный жест в сторону,

«сам» – плавно показываем на себя,

«пол» – направление жеста на пол,

«нос» – указываем на нос.

(Таким образом, можно произносить слова, содержащие буквы и слога, которые ваш малыш неправильно проговаривает, главное не забывать придерживаться заданного вами ритма).

Используйте движение при произношении звуков:

Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам. Обычно к 4–5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.

Попробуем «приучить неподдающихся» с помощью гимнастики.

Шипящие «ш», «щ»», «ч», «ж». Многие дети искажают звуки в словах и говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т. д.

Начинаем со звука «ш». Поднимаем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш».

На очереди – «ч». Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч».

Операция «ж». Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж».

Звук «р» малыши могут заменять на звук «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).

Потрудимся над звуком «р». Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р».

Звук «ц» (типичная ошибка – «тапля» вместо «цапля»). Проработаем звук «ц». Поднимаем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с».

Звук «л» дети заменяют на «й» («койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.).

Займемся звуком «л». Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла-ла».

Желаю удачи!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Это не овощ, это не фрукт, на хвойных деревьях красиво растут»Консультация для педагогов и родителей «Это не овощ, это не фрукт, на хвойных деревьях красиво растут» Шишки хвойных деревьев всегда служили очень удобным материалом для создания всевозможных игрушек и украшений. А что, собственно, можно.

Консультация для родителей «10 способов красиво завязать Георгиевскую ленточку»Консультация для родителей «10 способов красиво завязать Георгиевскую ленточку» Георгиевская ленточка, которую крепят на одежду для выражения благодарности ветеранам, стала уже традиционным праздничны атрибутом Дня Победы.

Консультация для родителей «Как красиво! Посмотри — мы пускаем пузыри»Консультация для родителей «Как красиво! Посмотри — мы пускаем пузыри» Как красиво! Посмотри! Мы пускаем пузыри Мыльные, цветные, Нами надувные. Нет забавнее игры Для весёлой детворы: Пузыри пускают, Щёки.

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить»Консультация для родителей «Как ребенок учится говорить» Ваш малыш с каждым днем взрослеет,радует вас новыми успехами,учится говорить. Каждый родитель хочет,чтобы его ребенок скорей заговорил,как.

Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.

Консультация для родителей «О чем говорить с ребенком в семье» Уважаемые родители! Речь ребенка играет важную роль. Прежде чем ребенок пойдет в школу, речь должна развиваться, не только в детском саду,.

Консультация для родителей «Помогите малышу»Консультация для родителей «Помогите малышу» Несомненно каждый родитель хочет быть для своего ребёнка: самым лучшим, самым заботливым, самым добрым, ответственным, самым значимым в.

Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?»Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?» Колыбельные - первые уроки родного языка для ребёнка. Песни, которые ребёнку поёт мама, бабушка, способствуют тому, что ребёнок запоминает.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как помочь малышу четко и красиво говорить»
Опубликовано: 6 октября 2022 в 19:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как помочь малышу четко и красиво говорить»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Плешкова (УИ 650255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД