Ольга Михайлова
Как помочь малышу заговорить: советы заботливым родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Очень часто родители трёхлетних детей жалуются на отставание в речевом развитии своего ребёнка? Давайте вместе с вами попытаемся понять, когда необходимо действительно волноваться по этому вопросу. Вот некоторые основные показатели правильного и своевременного развития речи в трёхлетнем возрасте.
У большинства детей в возрасте трёх лет происходит резкий рывок в речевом развитии. Однако по темпу пополнения активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга.
Публикация «Как помочь малышу заговорить: советы заботливым родителям» размещена в разделах
Словарный запас трёхлетнего ребёнка в 3 – 4 раза больше словарного запаса в более раннем возрасте: малыш знает названия многих окружающих его предметов, он знаком с различными видами посуды, одежды, обуви, животных и т. д.
Многие звуки в словах ребёнок в силу возраста может произносить неправильно, заменять сложные звуки более простыми, выпускать или переставлять слоги в длинных словах. Речь ребёнка трёх лет ещё недостаточно внятная.
Трёхлетний малыш должен правильно и чётко произносить гласные звуки [А], [О], [У], [И], [Ы], согласные звуки [М], [П], [Б], [Т], [Д], [Н], [В], [Ф], [К], [Г], [Х], йотированное звуки. Допустимо смягчение согласных звуков (ДАЙ – «ДЯЙ», замены [К] на [Т], [Г] на [Д].
Звуки свистящие [С],[З], [Ц], шипящие [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] появляются после трёх лет.
Не позднее, чем к 5 – 6 годам, ребёнок должен научиться произносить все звуки родной речи. Любые нарушения в произношении звуков после достижения этого возраста рассматриваются как дефекты произношения и требуют исправления.
В своих высказываниях ребёнок трёх лет употребляет почти все части речи, начинает овладевать элементарным грамматическим строем родного языка. Нередко малыш, усвоив одну грамматическую форму, использует её без особого разбора во всех случаях. Например, «Моя папа», «красный чашка»… Не смейтесь над ошибкой, не повторяйте её, наберитесь терпения на длительный срок для того, чтобы помочь малышу постепенно освоить грамматические категории.
При общении со взрослыми ребёнок пользуется фразой, всё реже и реже использует звукоподражательные слова, однословные предложения.
В этом периоде удобно пользоваться склонностью ребёнка к подражанию. Речевое подражание способствует развитию активной речи.
Необходимо всегда помнить, что главная роль в развитии детской речи в этот период принадлежит семье. От того, насколько родители занимаются с ребёнком дома, зависит результат развития малыша.
- Учите ребёнка узнавать на рисунках животных и предметы (в книгах, журналах);
- Вместе с ребёнком наклеивайте картинки в альбом, постепенно включая новые картинки, менее знакомые вашему ребёнку. Так вы поможете ему лучше запомнить названия предметов и тем самым увеличить словарный запас.
- Хорошо, если вечером вы читаете малышу книжку, которую он выбрал сам. Читайте выразительно, обращайте внимание на картинки.
- Говорите со своим ребёнком всегда правильно и неторопливо, так вы дадите ему речевой образец для подражания.
Предлагаю вашему вниманию короткие и простые стихи, которые помогут в развитии речи вашего малыша. Рассказывайте стихи ребёнку, обыгрывайте их вместе с малышом, побуждайте ребёнка произносить вместе с вами короткие слова, сопровождайте стихи движениями.
***
Ручками мы хлопнем:
Да – да – да – да!
Ножками мы топнем:
Да – да – да – да!
Ручками помашем:
Да – да – да – да!
Ножками попляшем:
Да – да - да – да!
Ребё нок выполняет соответствующие движения и проговаривает:
«Да – да – да – да».
***
Зашагали ножки:
Топ – топ – топ.
Прямо по дорожке:
Топ – топ – топ.
Ну – ка веселее:
Топ – топ – топ!
Вот как мы умеем:
Топ – топ – топ!
Побуждаем малыша произносить «топ – топ – топ» и одновременно шагать по кругу.
***
Ладушки – ладошки Дети хлопают в ладоши.
Звонкие хлопошки.
Где вы бывали? Дети пожимают плечами.
Что вы видали?
Рылись мы в песочке, Малыши имитируют движения.
Клали пирожочки: Дети ладошками «пекут пирожки».
Вот так,
Вот так,
Клали пирожочки.
Кулачки сложили, Малыши стучат кулачком о кулачок.
Домик мастерили:
Тук – тук, тук – тук,
Домик мастерили.
Вот какой красивый дом, Ладошками показывают крышу дома.
В этом доме мы живём.
***
Хлопают ладошки: Ребята хлопаю в ладоши
Хлоп – хлоп – хлоп. (проговаривание)
Топают ножки: Малыши топают ножками
топ – топ – топ. (проговаривание)
Пляшут ребята: Ребята делают «фонарики»
Ля – ля – ля. (проговаривание)
Весело детям: Хлопки в ладоши
Да – да – да. (проговаривание)
***
Ноги и ножки.
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ! Медленно, большими шагами
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ! Быстрый бег маленькими шажками
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
***
Мы печём пирожки.
Мы печё м пирожки:
Так – так – так.
Получились они:
Ах – ах – ах.
Мишку (зайку, куклу) мы позовём
К нам, к нам, к нам.
Будем есть пирожки:
Ам – ам – ам.
- Кукла (зайка, мишка) ешь пирожки:
На – на – на.
И спасибо скажи:
Да – да – да.
Дорогие родители! Желаю вам удачи и терпения в совместных занятиях с вашим ребёнком. А результат обязательно будет!