Приложение МААМ

Как помочь ребёнку-левше

Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Как помочь ребёнку-левше
▼ Скачать + Заказать документы

Как помочь ребенку-левше

Пройти мир и остаться несовершенным —

это то же, что выйти из бани невымытым.

А. Навои

Воспитание левши, или Как научиться жить в мире «правшей»

Воспитание всегда предполагает, в первую очередь, воспитание родителем самого себя, а воспитание левши заставляет нас пройти «университеты самовоспитания».

Публикация «Как помочь ребёнку-левше» размещена в разделах

Проблемы у ребенка-левши могут возникнуть уже в детском саду, если он сидит за столом с «правшой». Если левша сидит справа, то дети непременно будут сталкиваться локтями всякий раз, как примутся писать, рисовать или вырезать, поскольку используют для этого разные руки. Так что приготовьтесь к тому, что вам придется предупреждать воспитателей и учителей о леворукости вашего чада и просить их учитывать это. Привыкайте к тому, о чем вы, вероятно, не задумывались: мир создан «правшами», и жить предстоит в этом неудобном — с бытовой, житейской точки зрения — мире.

Большинству левшей, очень трудно приходится в школе, потому что они нуждаются в индивидуальном подходе, в нетрадиционных схемах обучения и нестандартной структуре урока.

У левшей есть одна интересная особенность: они очень часто пишут так называемым «зеркальным» письмом.

Поэтому целесообразно водить ребенка на подготовительные курсы при школе до поступления в первый класс, чтобы он потренировался писать печатные буквы, не «зеркаля» их. После года подготовки к школе во время обучения в первом классе проблема «зеркального» письма, как правило, довольно быстро снимается.

Дети-левши схватывают суть и передают ее несколькими фразами, а на рисунке — несколькими характерными штрихами.

Как найти общий язык с левшой

Воспитывать левшу можно только личным примером. Только ваша любовь, терпение, понимание и сочувствие помогут ребенку по-настоящему «встать на ноги», почувствовать свою причастность к делам этого мира, перестать быть «белой вороной».

Главным источником информации о самих себе, как и о других, для ребенка служат взрослые. Если они говорят: «Ты хороший умный мальчик», или «Ты хорошая красивая девочка», дети именно так и воспринимают себя. Если их критикуют и ругают, дети видят совсем другой образ, и у них формируется сценарий неудачника. Исключением из этого правила являются левши и индиго, которые во многом формируют себя сами. У родителей нередко складывается такое ощущение, что дети изначально знают многое о себе и окружающих, о своем настоящем «Я», и всеми силами сопротивляются искажению своего образа и своей судьбы. Неудивительно поэтому, что в подростковом возрасте многие левши и дети индиго становятся колючими, взрывоопасными и очень неудобными в общении, особенно для взрослых. Чем больше их старались подогнать под некий принятый в обществе стандарт, усреднить, тем сильнее будет их бунт, подчас доходящий до жестокости.

Лучше не пытаться оказывать давление на маленьких левшей. Да, ваш родительский авторитет силен, вы можете настоять на своем, но принесет ли это пользу ребенку? Нередко единственным результатом родительского давления становится то, что ребенок только еще больше замыкается в себе, с трудом идет на контакт с другими детьми и взрослыми, не похожими на него. В подобных случаях врачи могут поставить диагноз «аутизм», никакого отношения не имеющий к вашему ребенку. Представьте на минуточку, что вы переехали в другую страну, языка которой вы не знаете, а жители этой страны ни слова не понимают по-русски. Будете ли вы в такой ситуации очень общительны? Точно так же и многие дети-левши. Просто они говорят на другом языке. Убедившись, что их не понимают, они сужают круг общения, ограничивают его так, чтобы в нем оставались исключительно те, кого они понимают, и, что еще более важно, те, кто в большинстве случаев способен понять их. Итог может быть довольно грустным, так как в этом круге иногда остаются всего один-два человека. Если ребенку повезло с родителями — это его папа и мама.

Хотите понять своего ребенка? Попросите его поделиться своими мечтами. и кошмарами. Расскажет или нет вам ребенок о своих тайнах — зависит от степени доверия или недоверия его к вам. Это зависит и от характера ребенка. Если он предпочитает жить «в мире идей», то его далеко не всегда можно «разговорить». Но если это удастся, то вы услышите то, о чем никогда не забудете. Возможно, вся ваша жизнь изменится.

Научные исследования доказали, что кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственность за происходящее и винить себя в неудачах. А именно такими и являются ваши несравненные левши. Они считают себя ответственными за все в мире, а возможно, и за его пределами. Им снятся инопланетяне и звездные войны, космические путешествия и крушения миров. Такие дети с трудом засыпают и могут просыпаться среди ночи с криками ужаса или со слезами горя. Чтобы помочь им, вам придется сначала понять, что именно их тревожит и не дает спать. Важно не отмахиваться от их фантазий. Если ваш маленький левша видит монстра, то для него этот монстр реально существует, сколько бы вы ни убеждали его в том, что монстров нет в принципе, поскольку их быть не может. Вы добьетесь только того, что в вашем присутствии монстры будут «исчезать» или «прятаться» с тем, чтобы появиться снова, как только вы переступите порог детской и закроете за собой дверь.

Лучше всего работать с детскими страхами, пока ребенок еще не посещает школу. Младший школьный возраст также благоприятен для этой работы. В более старшем возрасте страхи закрепляются, наслаиваются один на другой, как в пироге из слоеного теста, и становятся перекрестными. В итоге мы зачастую с трудом разбираемся в том, где «тесто», а где «начинка», где причина, а где следствие, что значительно усложняет работу по излечению детей от страхов.

Страхи, в которых виновато чрезмерно развитое и богатое, порой «необузданное» воображение ребенка, можно снять с помощью того же самого воображения, которое этот страх и породило. И в этом вам поможет сам ребенок. Первое, что нужно сделать, если ребенок говорит вам о том, что чего-то или кого-то боится, — это отреагировать так, чтобы ребенок увидел, что вы относитесь к его страху как к совершенно естественному явлению. Ни в коем случае не насмехайтесь, не иронизируйте, тем более, не стыдите ребенка. Это только заставит его «уйти в себя» и перестать рассказывать о том, что его так сильно волнует. В результате ребенок либо заполучит нервный срыв, либо и того хуже — невроз, и пойдет «со страхом по жизни». Если учесть, что страхи «размножаются» с большей скоростью, чем кролики и даже тараканы, то ребенок, который в детстве всего лишь боялся темноты, годам к тридцати будет бояться проявить инициативу, бояться своего непосредственного начальства и по инерции всех чиновников заодно. Он может начать бояться подхватить какую-нибудь жуткую инфекцию, или оставить дома включенный газ или воду, или не запереть дверь — в общем, у него будет тысяча и один страх, которые просто заблокируют нормальное развитие личности. И ничего этого не случилось бы, если бы в детстве ребенка вы слушали и помогли.

У левшей, людей преимущественно правополушарных, более развито образное мышление и, следовательно, воображение. Они населяют мир такими существами, на придумывание которых у нас просто не хватает фантазии.

Мы нередко думаем, что умнее и опытнее своих детей, как говорится, по определению, — еще бы, ведь мы умеем обходиться без «памперсов» и не проносим ложку мимо рта! При этом мы забываем о том, что ребенок с самой первой секунды существования — уникальная личность, единственная и неповторимая

Как только вы почувствуете, что те или иные поступки, слова или черты характера, а возможно, и привычки вашего маленького левши раздражают и задевают вас, немедленно совершите путешествие во времени. Вернитесь в свое детство, вспомните себя в том же возрасте, в котором сейчас ваш ребенок. Не исключено, что вы увидите в себе то самое, что раздражает вас в ребенке. Ваш внутренний ребенок еще живет внутри вас, хотя и значительно придавленный грузом прожитых лет. Попробуйте взглянуть на своего малыша глазами вашего внутреннего ребенка, и вы обретете лучшего друга, такого, которого у вас никогда не было и никогда не будет. Ваш ребенок быстро изменится, заметив вашу честность и искренность. Как только вы повернетесь лицом к нему и его проблемам, рассматривая их не с позиции взрослого, а с его собственных позиций, все изменится разом, словно по волшебству.

Как только вы вспомните свое негодование по поводу недоверия взрослых к вашим рассказам и переживаниям, так перестанете видеть в собственном ребенке выдумщика и притвору, и мост доверия соединит берега реки, по разные стороны которой вы стояли, не зная, как преодолеть препятствие.

Мы нередко боимся того, чего не понимаем. А что, если мы не понимаем собственных детей? Неужели надо пугаться и бежать с ребенком «по врачам», чтобы «вылечить» свое дитя от его особенностей и исключительности?

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность.

Какие черты характерны для большинства левшей?

гибкость мышления;

стремление к философскому осмыслению мира и постоянному самосовершенствованию;

склонность к сотрудничеству и творчеству;

способность жить и работать «в одиночку» невзирая на равнодушие, непонимание и даже раздражение со стороны многих окружающих.

Они живут по принципу, давным-давно высказанному Омаром Хайямом:

И лучше голодай,

Чем что попало есть,

И лучше будь один,

Чем вместе с кем попало.

Даже в те минуты, когда ваши маленькие левши демонстрируют вам свою раннюю взрослость и зрелость, не забывайте о том, что они при всей своей мудрости не перестают быть детьми, которым хочется жить обычной, нормальной жизнью. И мы, родители, наша помощь и поддержка очень им нужны.

Вне зависимости от того, понимаете вы своих детей или нет, позвольте им идти своим путем. А сами станьте для них той самой путеводной звездой, которая позволяет найти свой путь во мраке. Со временем вы убедитесь, что это и есть самое мудрое педагогическое решение.

Если ваш ребенок родился левшой,

считайте, что вам повезло!

Д. В. Хорсанд"Если ребёнок левша"

Публикации по теме:

«Путешествие динозаврика и стрекозы»«Путешествие динозаврика и стрекозы» Это книга - игра, которая может помочь ребенку развить мелкую моторику, пространственное и творческое мышление, глазомер, координацию движений.

Консультация для родителей ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как помочь ребёнку-левше
Опубликовано: 22 сентября 2011 в 19:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как помочь ребёнку-левше» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вячеславовна Кузьмина (УИ 625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД