МААМ-картинки

Консультация «Как помочь ребенку заговорить?»

Мустюкова Юлия
Консультация «Как помочь ребенку заговорить?»

Как помочь ребенку заговорить!

Все дети развиваются в своем темпе!

Возраст, в котором малыш начинает говорить,определяется взрослением тех участков мозга, которые контролируют движение. Произнесение осмысленных и понятных звуков требует достаточно сложных моторных навыков и значительной практики. Поэтому если есть проблемы в речи,

о они наверняка есть и в каком-то другом сегменте развития, и они так же бросаются в глаза, как и неумение выразить свою мысль словами.

Речь - является высшей психической функцией! Поэтому, для того чтобы ребенок заговорил, необходим комплексный подход!

- Дыхательная гимнастика -

Публикация «Консультация „Как помочь ребенку заговорить?“» размещена в разделах

Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю

– это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

«Парашют»

Поднести ладонь с комочком ваты к губам и

подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую

улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

«Греем ручки»

Быстро тереть одна о другую ладони, затем

поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком

Хааа.

Взрослый спрашивает у детей:

«Согрелись ручки?»

Выполнять упражнение несколько раз.

«Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч.

Поставьте на некотором расстоянии друг от друга

два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч,

пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться

между двумя кубиками.

Существует огромное множество игр и упражнений

на развитие правильного дыхания с

предметами (бутылочки, трубочки, мячики,

салфетки и т. д.) и без предметов. Свисток – тоже

очень полезен!

На прогулку всегда с собой берите мыльные

пузыри!

Дыхательное нейроупражнение

Вдох – надуть живот, выдох - вытянуть живот

Одновременно с вдохом ребёнок надувает живот как

шарик, с выдохом втягивает живот.

Можно положить одну руку на грудь, другую на

живот для того, чтобы почувствовать, когда живот

поднимается, а когда опускается.

Упражнение выполняется 5 раз.

- Пальчиковые игры -

Пальчиковые игры прекрасно развивают мелкую

моторику и речь.

Но начинать необходимо с изучения тела малыша.

Ребенок должен знать и уметь показывать свой

носик, глазик, щечку, плечи, живот, колени и т. д.

Научите ребенка различать ПРАВО и ЛЕВО.

Затем переходите к изучению самых простых

пальчиковых позиций.

Учить ребенка повторять за вами необходимо, т. к.

развитие основных навыков ребенка формируется на

основе ПОДРАЖАНИЯ взрослым.

К 1,6г ребенок уже может повторить самые простые

позиции:

Затем следует ввести упражнение

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Каждый пальчик на обоих руках касается большого

пальца.

Большой - указательный

Большой – средний

Большой – безымянный

Большой – мизинец

Потом в обратную

сторону.

КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ

Можно начинать с облегченного варианта Кулакладонь. Все делаем 2мя руками.

Примеры пальчиковых игр есть на моей страничке

@annnakoss

Кроме того, не забывайте о простых, но весьма

эффективных играх:

- катание шариков из пластилина;

- размазывание пластилиновых комочков по

картинке – Комплект игр с пластилином-

- рвать на мелкие кусочки бумагу

- перебирать крупные деревянные бусы

- складывать пирамидки

- играть во вкладыши (стаканчики, которые можно

вкладывать один в другой)

- пальчиковые краски

С 1,5 лет детям даются более сложные задания,

специально направленные на развитие тонких

движений пальцев:

- застегивание пуговиц

- завязывание и развязывание узлов, шнурков

- игры с крупами («Золушка» : выбери горох из гречи,

половинки горошин от целых; «Варим кашу» : массаж

кистей рук в крупе)

- игры с пуговицами (найди такую же, выложи

дорожку, разложи по цвету, размеру и др.)

- мозаика

- конструктор

- игры с маленькими мячами (гладкие, колючие,

мягкие, твёрдые)

- Понимание речи и пассивный

словарный запас –

Даже ели ребенок не говорит совсем, это не значит,

что он не может учить новые слова!

Ежедневно вводите в пассивный словарный запас

ребенка новые слова.

Ты хочешь ПИТЬ?

ПИТЬ из кружки!

Что ты будешь ПИТЬ воду или сок?

Что нужно сказать: Мама дай ПИТЬ!

Многократно повторяем новые слова, которые

хотите разучить с ребенком.

Употребляйте в повседневной речи обобщающие

слова.

Вместо: Вот это положи туда», «Надень вот это»

Нужно говорить: Сложи, игрушки в коробку, а

книжки на полку

Учите такие понятия, как: овощи, фрукты, игрушки,

транспорт, мебель, посуда, одежда, игрушки.

-Комплект карточек обобщающие понятия -

Понимание речи.

Родителям иногда кажется, что их ребенок всё

понимает. Но иногда это не совсем так.

Ребенок может опираться не только на вашу речь, но

и на действия, которые при этом происходят.

Например: Мама зовет всех обедать. Ребенок идет.

Мама думает, что он понял ее обращенную к нему

речь.

На самом деле, ребенок мог догадаться, что сейчас

будет обед, по другим признакам: мама расставляет

тарелки, гремит вилками. На кухне вкусно пахнет

едой.

Поэтому понимание речи мы можем оценить при

помощи простого тестирования.

Попросите ребенка поднять правую руку, левую

ногу. Принести из комнаты синюю футболку. И. т. д.

Самые первые инструкции, которые должен знать

ребенок : дай, покажи, смотри, иди сюда.

Затем вводятся новые инструкции в виде глаголов

повелительного наклонения: «кидай», «тяни»,

«прыгай», «ползи», «пей».

- Комплект игры на понимание и развитие речи -

- Артикуляционная гимнастика –

Важным этапом в развитии речи ребенка являются

разнообразные артикуляционно-мимические

движения языком, губами, челюстью.

Полезно гримасничать, корчить рожицы, хмурить

брови, показывать язык!

Элементы простой артикуляционной гимнастики:

Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.

Облизать губки по кругу, дотянуться с силой

язычком до носика, щек, подбородка

(представьте, что вы выпачкались в варенье).

Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по

верхним зубкам (словно барабанщик).

Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы

трубочкой, «сделать хобот»; «набрать им

водичку», слегка причмокивая.

Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик

языка поочередно с напряжением упирается в

щеки, на щеках образуются твердые шарики-

«орешки».

Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом

пофыркать (можете при этом играть с

игрушечной лошадкой).

Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением,

обнажив зубы.

Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему

форму чашечки.

Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете

блинчик, прижать его верхними зубами.

Поиграть в паровозик: погудите «у-у», губы —

трубочкой (можете показывать при этом

нарисованный или игрушечный паровозик).

Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот,

тянем звук «ы-ы-ы».

Покажите ребенку часы с маятником, пусть

малыш изобразит, как он работает, точно так же

подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Комплект

Артикуляционная+Пальчиковая+Дыхательная

гимнастики

- Речевая среда -

Для того чтобы ребенок заговорил, родителям

необходимо создать правильную речевую среду дома!

Обратите внимание на то, как вы общаетесь с

ребенком?

Здесь я могу выделить несколько основных ошибок

родителей:

1) Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные

формы слов.

«Давай скорее будем одеваться! Дай мне свои

ножки, сейчас будем одевать колготочки,

чтобы моему сладенькому было тепло тепло!»

Нужно: Давай одеваться! Дай правую ногу, дай

левую ногу!

2) Мама-молчунья. Когда мама занята своими

делами, она делает всё на автомате, молча одела,

молча обула, посадила в коляску и пошли

гулять… молча. Или, например, разговаривает

по телефону.

Нужно: Комментировать короткими понятными

фразами ВСЁ что происходит.

Давай одеваться!

Пойдем гулять!

Закроем дверь!

Смотри солнце!

Киса спит!

Смотри птица!

3) Мама-радио. Эта категория мам старается

больше других) Но результат всё равно не

радует.

Если мамина речь похожа на вещающее радио,

она очень быстро превращается в белый шум!

Представьте себе, вам включили радио на

португальском языке, где быстро и без

остановки о чем-то говорят… даже если вы

знаете несколько слов по-португальски, вы не

сможете понять о чем речь.

Поэтому!

Снижаем темп. Говорим четко, громко. Используем

простые слова, которые ребенок сможет понять и

повторить.

Мультики – в сторону!

Тем более те, в которых герои молчат (Буба, Маша и

Медведь (очень мало слов, Амням и т. д.)

Говорящие игрушки, тоже в дальний ящик!

Ребенок должен слушать и слышать Вас, вашу речь!

Каждый день разучивайте новые слова, пусть они

пока копятя

Уделите внимание полезным играм!

1) Игры в мяч. - Комплект игр с мячом -

2) Игры на развитие фонематического слуха.

Игра «Узнай, что звенит (гремит?». На

столе несколько предметов (или звучащих

игрушек). Предлагаем ребенку внимательно

послушать и запомнить, какой звук издает

каждый предмет. Затем закрываем предметы

ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас

звенит или гремит.

Игра «Угадай-ка». У ребенка картинки с

изображением волка, младенца, птички.

Взрослый объясняет: " Волк воет: у-у-у",

" Младенец плачет: а-а-а", " Птичка поет: и-и-и".

Просим малыша поднять картинку,

соответствующую произносимому взрослым

звуку.

Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряды

звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит

заданную фонему.

Игра «Найди предмет по звуку». Взрослый

прячет телефон или играющий будильник, а

ребенок по звуку должен отыскать его.

3) Игры на подражание

Подражание имеет большое значение в

развитии личности ребенка. Через подражание

и взаимодействие он открывает для себя

окружающий мир. Малыш не просто копирует

чужое поведение, но и учится воспринимать

себя в этом мире.

Солнышко

(Ребенок и вы приседаете на корточки)

Утром солнышко встает:

Выше-выше-выше. (медленно поднимаетесь с

корточек, вытянув руки высоко вверх)

Вечером, как устает, -

Ниже-ниже-ниже. (снова садитесь на корточки,

опуская руки)

Птички – лисички

На дереве – птички, (поднимаете руку вверх)

Под деревом – лисички. (приседаете на

корточки)

На дереве - листочки, (поднимаете руку вверх)

Под деревом – грибочки. (приседаете на

корточки)

Мишка

Мишка, мишка косолапый,

Мишка по лесу идет. (идем вперевалку)

Мишка хочет сладких ягод, (гладим себя по

животу, облизываемся)

Да никак их не найдет. (оглядываемся по сторонам,

пожимаем плечами)

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал. (делаем вид, будто едим

ягоды)

Подошли к мишутке детки, (ходьба на месте)

Мишка ягодки им дал. (протягиваем вперед руки

вверх ладошками)

Туки-туки

"Туки–так, туки-так!" - (руки согнуты, кулаки

сжаты, движениями изображаем паровоз)

Так колеса стучат.

"Токи–ток, токи-ток!" - (стучим одним одним

кулаком об другой)

Так стучит молоток. "Туки–ток, туки-ток!" -

(топаем по полу)

Так стучит каблучок.

Жесты.

Для того, чтобы неговорящий ребенок мог с

вами вступать в диалог, необходимо научить его

самым простым жестам.

Первый жест – это указательный. Должен

появиться у ребенка самостоятельно

приблизительно к году. Если он не появился

сам, научите его этому и другим жестам:

Да, нет, пока пока, я, дай и т. д.

- Звуки, слоги, слова -

Звукоподражания.

Именно со звукоподражаний стоит начинать путь к

речи. – Карточки на звукоподражание -

Прежде чем рассматривать картинку в пособии,

нужно убедиться, что ребенок понимает

изображенное на ней действие, обыграть данное

действие с игрушками. Например, на картинке

изображено, как мишка катает мячик. Значит, малыш

должен знать, что такое мячик, находить его среди

игрушек, узнавать его на картинке, уметь катать его

по полу.

Поиграйте с ребенком в мяч, покатайте мячик по

полу. Все действия нужно сопровождать словами,

поощрять малыша к звукоподражанию (кать-кать)

Глаголы. Именно с них начинается фразовая речь

ребенка. Поэтому следует учить глаголы даже пока

ребенок не говорит.

Используйте для этого карточки – Глаголы –

Рассказывайте ребенку, что изображено на картинке,

обязательно показывайте эти действия вживую, чтобы

ребенок понимал, о чем идет речь! После этого разложите

несколько карточек перед ребенком и попросите

показать, где мальчик кушает, а где девочка спит и т. д.

Если у ребенка нет звуков, то и слова тоже нет.

Поэтому, перед тем, как попросить ребенка сказать какоелибо слово убедитесь, что он умеет говорить

необходимые для этого звуки.

Гласные звуки и согласные раннего онтогенеза

появляются у ребенка в первую очередь.

Звуки раннего онтогенеза

Губно-губные: П - ПЬ; Б - БЬ; М - МЬ

Губно-зубные: Ф - ФЬ; В - ВЬ

Переднеязычные: Т - ТЬ; Д - ДЬ; Н - НЬ

Заднеязычные: К - КЬ; Г - ГЬ; Х -, ХЬ

Звуки позднего онтогенеза

Группа свистящих: С - СЬ; З - ЗЬ

Группа шипящих: Ш, Ж, Щ

- Карточки для формирования произношения звуковЛюбые звуки, слоги и слова легче всего вызывать в игре!

На эмоциях! Примеры игр:

Покорми животных (киса, зая, миша, коза, сова и так

далее). Активизация слова «ам». Это своего рода

артикуляционная гимнастика на эфферентный праксис

(широкое открытие рта и замыкание губ).

- Комплект Накорми зверей -

Игры с мячами

Активизация слов «попал, лови, кидай, кати» (звук Л

ребенок не обязан договаривать).

Строим дом

Активизация слов «дом», «упал», «бах». Строим башню

из кубиков и ломаем ее.

Подарки

Положите в красивые коробочки предметы, названия

которых соответствуют первой слоговой структуре.

Пусть ребенок их открывает, развивая пальцевый и

кистевой праксис, а эффект неожиданности станет

прекрасной мотивацией для произнесения слов.

ВАТА – ВАЗА

ЗУБЫ – ГУБЫ

ШУБА – ЖАБА

ГУСИ – ЛОСИ

ЛАПА – ПАПА

Еще несколько игр на вызывание и отработку звуков,

слогов и первых слов:

- Стихи про животных с договариванием -

- Говорилки –

- Пазлы на запуск речи –

- Стихи болтушки –

- Комплект на переключение. Звуковые дорожки –

Ежедневные занятия должны включать:

1) Артикуляционную гимнастику

2) Пальчиковые игры

3) Дыхательную гимнастику

4) Физическое развитие. Игры на баланс и

равновесие.

5) Логоритмика. Комплексы Железновой

6) Слова. Вызываем и отрабатываем новые звуки,

слоги и слова. В игре или при помощи карточек.

Не забываем о манере общения с детьми.

Каждую игру, в которую ребенок играет,

необходимо озвучивать!

Ребенок не должен играть молча!

Публикации по теме:

Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду»Буклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра»Консультация «Как помочь ребенку справиться с кризисом 3-х лет. Развивающие книжки из фетра» Если Ваш ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Как помочь ребенку стать учеником?» Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью?» Чем можно помочь ребенку с повышенной утомляемостью? Я думаю, вы со мной согласитесь, что в последнее время дети быстрее и сильнее стали.

Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку». В наше время часто приходиться слышать от родителей такие слова: «Ну что.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет»Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.

Консультация для родителей «Страх темноты. Как помочь ребенку?» По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику»Консультация для родителей «Как помочь ребенку первокласснику» С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. "Школьная адаптация" - это.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку усвоить звуки?» Вот и наступило долгожданное лето! Выпускники дошкольных учреждений получили определенные навыки, знания по обучению грамоте. Однако не.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как помочь ребенку заговорить?»
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 12:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД