Наталия Наговицына
Как растет все живое?
▼ Скачать + Заказать документы
Проект воспитанников старшей группы «Малинка»
МБДОУ №30 «Одуванчик».
Научный руководитель: воспитатель Наговицына Н. И.
Дети часто мне задавали вопросы, например: «Как из маленького желудя может вырасти большой дуб? Или как из маленького семечка появляется помидор, или перец и т. д.» И я предложила детям познакомиться с характерными этапами развития живых организмов.
Публикация «Как растет все живое?» размещена в разделах
Цели исследования: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Гипотеза: доказав, путем эксперимента, как растут растения, дети придут к пониманию зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, разовьется интерес к растительному миру и ко всему живому, дети научаться правильно и бережно ухаживать за всеми живыми организмами.
Методы исследования: беседы, чтение, просмотр видеофильмов, наблюдение, эксперимент, рассматривание картинок по теме, анализ результата.
Для начала я предложила детям рассмотреть фотографии маленьких детей.
- Кто изображен на этих фотографиях?
-А вы сейчас похожи на этих детей?
-Как вы изменились? (стали большими, одежда и обувь большего размера, носим вместо ползунков колготки, джинсы, бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т. д.)
-Дети, пока вы росли, кто заботился о вас? (мама, папа, дедушка, бабушка
- А, что еще вам нужно было, кроме любви и ласки взрослых (надо было кормить, поить)
-А еще что необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым (гулять на воздухе, греться на солнышке, купать, закаливать и т. д.)
Делаем вывод как вырос человек (выкладываем с помощью картинок):
Грудной ребенок – ребенок – юноша – мужчина
Для его развития и роста дети называют следующие условия:
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Так развивается и растет человек.
-Ребята, а у кого дома живет кошка?
-Какая кошка, большая или маленькая?
-А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку (кормить молоком,мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)
Раскладываем с детьми карточки по мере роста котенка:
Слепой котенок – маленький котенок – подрастающий котенок - большая кошка.
Оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Загадываю загадку детям:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это (петушок).
- Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и взрослым?
- Нет, он был маленьким цыпленком.
- Правильно, цыпленок вылупился из яйца, он был очень маленьким, потом он немного подрос.
- Что надо для роста цыпленка?
(надо было его кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом и т. д.)
Все правильно. Цыпленок рос и превратился в большого красивого петуха.
Вывод:
Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:
Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Предлагаю поиграть в игру «Наседка и цыплята», где дети изображают цыплят, а воспитатель – маму-курицу, которая учит цыплят добывать себе корм - ловить бабочек. (дети подпрыгивают, бегают, ловят бабочек).
-Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице воды попили, кормом подкрепились – вот уже и подросли…. и превратились в больших и красивых курочек и петушков.
- Ребята, а что еще в группе растет вместе с вами. (комнатные растения).
Ребята, отгадайте, что у меня лежит в коробке: живое или неживое. (дети берут в руки, пробуют на ощупь, узнают, что это фасоль
- Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой (посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)
- А вы хотите быть зернышком?
Психогимнастика «Зернышко»
Представьте, дети, что вы – маленькие зернышки. Вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, и ваш росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. Теплые лучи коснулись вашего стебелька, ветерок качнул вас то в одну сторону, то в другую. Вам захотелось расправить свои молодые листочки. Солнышко нежно подхватило вас за верхушки своими лучами и потянуло вверх. Вы стали расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, вы стали пить воду дождевую, стали сильными и большими.
- Ребята, вам понравилось быть зернышком?
Ребята, спросите у своей фасолинки, хочет ли она быть живой и расти? (да)
Далее проводиться эксперимент
«Вершки – корешки»
Задача: Выяснить, что раньше появляется из семени, что потом.
Материалы и оборудование: фасоль, влажная ткань, прозрачные емкости.
Ход.
Дети взяли прозрачную емкость, в нее плотно к стенкам положили влажную бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками поместили замоченную фасоль, поместили емкость в теплое место, салфетку постоянно увлажняли.
И стали с детьми вести ежедневные наблюдения в течение 12– 15дней за происходящими изменениями.
Дети заметили, что из фасоли сначала появился корешок, в дальнейшем корешки будут разрастаться.
Затем дети увидели стебельки, потом листочки, верхний побег постепенно увеличивался.
ВЫВОД:
В результате проекта дети узнали, как все живое растет и какие нужны условия, чтобы они росли и развивались. У детей развивается наблюдательность, логическое мышление. Учит детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям.
Практическая значимость
Зная, как растут растения и все живое дети смогут правильно ухаживать за ними, понимать зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, развивает интерес ко всему живому
Используемая литература по проекту:
1) Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Экология» (конспекты занятий в старшей группе детского сада)
2) Дыбина И. В., Рахманова Н. П. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников)